НА СТРАНИЦУ «СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»

НА СТРАНИЦУ «БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»

НА СТРАНИЦУ «ЖИВОПИСЬ СЕРГЕЯ ЗАГРАЕВСКОГО»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Сергей Александрович

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

1999

 Сергей Заграевский  Дельфы

Сергей Заграевский. ДЕЛЬФЫ

 

Этот пышущий здоровьем молодой человек в костюме и при галстуке, в начищенных до блеска ботинках переворачивает все представления о художниках наивного искусст­ва, оборачивающихся в нашем сознании то человеком трудной судьбы, которого к холсту и краскам толкнула нестерпимость провинциальной жизни, то – добродушной старушкой, взявшейся за кисть годам, этак, к восьмидесяти. «Только совсем недавно я ощутил, что живопись для меня – не вторая профессия, а первая», – признался Заграевский на вернисаже. Недавний банковский крах отразился на судьбе тридцатичетырехлетнего бизнесмена парадоксально положительным образом: освободил от большинства деловых обязательств и одновременно позволил сосредоточиться на занятиях живописью, к которой он всегда питал слабость.

Начав рисовать еще в раннем детстве, под руководством отца-архитектора, Заграевский все же не рискнул погрузиться в пучину искусства, получил техническое образование, стал кандидатом наук. В последние годы возглавлял ряд коммерческих структур, затем – дочернюю фирму одного из крупнейших банков. Отсутствие необходимости работать «на продажу» позволяло сохранять в живописи тот незамутненный, лишенный сознательных подтекстов взгляд на мир, за который мы так любим искусство примитива. Обходящаяся без формальной эстетизации запечатлеваемой жизни, эта область творчества своей доходчивостью и узнаваемостью всегда привлекала внимание не только профессионалов, но и праздной публики.

Несколько десятков лирических работ, исполненных в знакомой цветовой гамме детского рисунка, – от лимонно желтого до анилиново-фиолетового, – датированы годами последнего десятилетия. По существу, они раскрывают тайную жизнь души нового российского примитивиста на всех этапах его благополучной до недавних пор карьеры. Охота к перемене мест – одно из очевидных свойств их автора. Сюжеты разбиты по месяцам: май – это Одесса, июль – Памир, декабрь – рождество в Германии, а ноябрь – конечно же, Красная площадь в Москве. На многих холстах и графических листах – железнодорожные пути и мчащиеся по ним составы, а среди встречающихся географических названий – Дельфы и Ялта, Мальта и Япония. Впрочем, природа для Заграевского – не храм, а мастерская. Условно выстроенные пейзажи вовсе не являются просто «окошком», через которое зритель, лишенный возможности реальных перемещений, выглядывает в большой мир. Скорее, эти многочисленные пасеки, мечети, оранжереи, «Весна в Глебове» и «Зима в Киселеве» – отражение внутреннего мира Сергея Заграевского, благодаря отечественным финансовым коллизиям в одночасье освободившегося от роли, навязываемой ему всей предыдущей жизнью.

Впрочем, помимо «чистого искусства», в планах Сергея Заграевского – создание нового творческого объединения, профессионального союза художников. «Сотни, а то и тысячи молодых (и не очень) художников не имеют возможности пробиться к зрителю, и никто, кроме них самих, им тут не помощник, – считает Заграевский. – Почему так? Да все потому же: публике они сейчас не нужны. А на мнение публики ориентируются и «власть имущие», и большинство покупателей картин, как наших, так и западных. Существует ряд приемов, позволяющих привлечь интерес публики к продукции, выпускаемой соответствующей корпорацией (в нашем случае к произведениям искусства). А задача союза – спланировать эту кампанию, создать для «PR» творческую базу – художники пишут картины, скульпторы ваяют, искусствоведы дают шкалу оценок и контексты, журналисты это доносят до широкой публики. Публика заинтересовывается и идет в галереи покупать работы уже по справедливым ценам».

Удастся ли Заграевскому реформировать нынешнее устройство художественной жизни, пока неясно. Поживем – увидим.

  

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.