НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Академик С.В. Заграевский

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ НАИБОЛЕЕ ГРУБЫХ НАРУШЕНИЙ

ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДМИТРОВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

 

 Москва, 2009 г.

С.В. Заграевский © 2009

 

 

Гостинично-офисный центр «Дмитровский посад», построенный в 1988 году, стал «первой ласточкой» захлестнувшей Дмитров волны исторических стилизаций. Но настоящий «девятый вал» стилизаций пришелся на 2004 год, когда праздновалось 850-летие Дмитрова.

 

Гостинично-офисный центр «Дмитровский посад», построенный в 1988 году, стал «первой ласточкой» захлестнувшей Дмитров волны исторических стилизаций. Но настоящий «девятый вал» стилизаций пришелся на 2004 год, когда праздновалось 850-летие Дмитрова.

 

 

Вот такие, например, «древнерусские» ворота были выстроены в валах. Не стоит терять время на рассуждения, насколько это «строение» соответствует исторической правде.

 

Вот такие, например, «древнерусские» ворота были выстроены в валах. Не стоит терять время на рассуждения, насколько это «строение» соответствует исторической правде.

 

 

Многие здания внутри валов к юбилею «вылизали» и обнесли решетками…

 

Многие здания внутри валов к юбилею «вылизали» и обнесли решетками…

 

 

При этом те здания, которые остались в плохом состоянии, стали смотреться еще хуже.

 

При этом те здания, которые остались в плохом состоянии, стали смотреться еще хуже.

 

 

Кое-где вместо решеток возвели бутафорские плетни. Недостаточно высокие, чтобы скрыть трущобы, поэтому полноценных «потемкинских деревень» не получилось

 

Кое-где вместо решеток возвели бутафорские плетни. Недостаточно высокие, чтобы скрыть трущобы, поэтому полноценных «потемкинских деревень» не получилось.

 

 

Соседствующий с валами неприглядный советский завод подкрасили только с наружной стороны. На валах стали строить бутафорский тын (видимо, чтобы прикрыть эту «изнанку»), но не достроили.

 

Соседствующий с валами неприглядный советский завод подкрасили только с наружной стороны. На валах стали строить бутафорский тын (видимо, чтобы прикрыть эту «изнанку»), но не достроили.

 

 

Зато возвели бутафорский (прошу прощения за многократное повторение этого слова, но ничего не поделаешь) бронзовый мостик и две подковы. Скульптор – Александр Рукавишников.

 

Зато возвели бутафорский (прошу прощения за многократное повторение этого слова, но ничего не поделаешь) бронзовый мостик и две подковы. Скульптор – Александр Рукавишников.

 

 

Еще возвели несколько маленьких скульптур на столбах около перехода через улицу Семенюка. На приличный асфальт вокруг них денег, видимо, не хватило….

 

Еще возвели несколько маленьких скульптур на столбах около перехода через улицу Семенюка. На приличный асфальт вокруг них денег, видимо, не хватило….

 

 

 

Зато скульптур много.

 

 

 

А ям в асфальте – еще больше.

 

 

Нет, скульптур все же, наверное, больше. На этом фото видна лишь малая часть композиции на Кропоткинской улице, изображающей дмитровских горожан XIX века. Скульптор – все тот же Рукавишников.

 

Нет, скульптур все же, наверное, больше. На этом фото видна лишь малая часть композиции на Кропоткинской улице, изображающей дмитровских горожан XIX века. Скульптор – все тот же Рукавишников.

 

 

 

Вот одна из этих скульптур поближе. На заднем плане – валы.

 

 

 

А это кто? Особенно тот, с огромным лысым черепом? И ведь не где-нибудь на окраине, а около Успенского собора…

 

 

А это Кирилл и Мефодий, и голова одного из них только кажется лысой: скульптор (тот же Рукавишников) почему-то не проработал волосы на затылке.

 

А это Кирилл и Мефодий, и голова одного из них только кажется лысой: скульптор (тот же Рукавишников) почему-то не проработал волосы на затылке.

 

 

Вот такое «одухотворенное» лицо у одной из рукавишниковских фигур.

 

Вот такое «одухотворенное» лицо у одной из рукавишниковских фигур.

 

 

 

А вот как эта фигура держит (точнее, роняет) книгу.

 

 

А этот большеголовый и коротконогий карлик – князь Юрий Долгорукий, основатель Дмитрова. Скульптор… Угадали? Да-да, тот же Александр Рукавишников. Часто, очень часто приходится повторять это имя в связи с 850-летним юбилеем, превратившим исторический центр города в безвкусный муляж. Справедливости ради отметим, что Рукавишников работал не один, а в творческом содружестве с архитектором Ростиславом Нарским.

 

А этот большеголовый и коротконогий карлик – князь Юрий Долгорукий, основатель Дмитрова. Обычно такие пропорции придают монументальным скульптурам, предназначенным для размещения на высоких постаментах, чтобы фигура снизу, в перспективе, воспринималась пропорционально. Но тут на высокий постамент, видимо, денег не хватило. А может, скульптор просто ошибся с пропорциями.

Кто же этот скульптор? Угадали? Да-да, тот же Александр Рукавишников. Часто, очень часто приходится повторять это имя в связи с 850-летним юбилеем, превратившим исторический центр города в безвкусный муляж. Справедливости ради отметим, что Рукавишников работал не один, а в творческом содружестве с архитектором Ростиславом Нарским.

 

 

 

Как всегда, на лице «фирменная рукавишниковская одухотворенность».

 

 

 

А жест правой руки статуи князя то ли случайно, то ли специально повторяет…

 

 

 

…Жест правой руки расположенной напротив статуи Ленина. Только у последней пропорции более адекватные…

 

 

А вот еще памятник. Кропоткину. Разумеется, на Кропоткинской улице, то есть там же, у валов. Скульптор… Угадали?

 

А вот еще памятник – Кропоткину, на Кропоткинской улице, то есть там же, у валов. Поза Кропоткина так «напряжена», что кажется, будто он сидит не на лавочке, а… Ну, вы понимаете, на чем. А кто скульптор – угадали?

 

 

 

Весь этот «театр скульптурного абсурда» удачно дополняют расположенные поблизости три медведя неизвестного авторства…

 

 

 

…И два лося.

 

 

А у Борисоглебского монастыря – опять Рукавишников, опять «юбилейный» 2004 год. Что нам этот скульптор изваял на этот раз? Уж не татаро-монголы ли (судя по отороченным мехом шапкам, легким копьям и маленьким длинногривым степным лошадкам) едут завоевывать Русь? Нет, это князья Борис и Глеб.

 

А у Борисоглебского монастыря – опять Рукавишников, опять «юбилейный» 2004 год. Что нам этот скульптор изваял на этот раз? Уж не татаро-монголы ли (судя по отороченным мехом шапкам, легким копьям и маленьким длинногривым степным лошадкам) едут завоевывать Русь? Нет, это князья Борис и Глеб.

 

 

Вот такие контрасты можно увидеть около исторического центра (улица Минина).

 

Вот такие контрасты можно увидеть около исторического центра (улица Минина).

 

 

Вторжение «новорусских» особняков в историческую частную застройку – увы, для подмосковных городов дело уже обычное. Не миновала чаша сия и Дмитров. На фото – Кропоткинская улица. Это уже не около исторического центра, это исторический центр.

 

Вторжение «новорусских» особняков в историческую частную застройку – увы, для подмосковных городов дело уже обычное. Не миновала чаша сия и Дмитров. На фото – Кропоткинская улица. Это уже не около исторического центра, это исторический центр.

 

 

Очень символично: вот общественная приемная губернатора Московской области на улице Лиры Никольской…

 

Очень символично: вот общественная приемная губернатора Московской области на улице Лиры Никольской…

 

 

 

Вот вилла рядом с ней…

 

 

А вот еще одна вилла рядом с ней, только с другой стороны. Все как в «новорусских» коттеджных поселках, даже надпись «Осторожно, злая собака!» в наличии. Только эта злая собака лает из-под высокого мрачного забора не в коттеджном поселке, а в сердце Дмитрова.

 

А вот еще одна вилла рядом с ней, только с другой стороны. Все как в «новорусских» коттеджных поселках, даже надпись «Осторожно, злая собака!» в наличии. Только эта злая собака лает из-под высокого мрачного забора не в коттеджном поселке, а в сердце Дмитрова.

 

 

 

Прямо рядом с валами строится «семейное кафе». Даже если оно вскоре после постройки и не превратится в злачный ресторан, все равно исторический облик Кропоткинской улицы это здание, мягко говоря, не украшает.

 

 

Наверное, дорожные строители помнят, что Дмитров – исторический город, и кладут асфальт «культурными слоями», не уничтожая предыдущие (ул. Минина).

 

Наверное, дорожные строители помнят, что Дмитров – исторический город, и кладут асфальт «культурными слоями», не уничтожая предыдущие (ул. Минина).

 

 

Только вот проезжая часть улиц при таком «наслоении» неуклонно поднимается вверх. Соответственно, расположенные рядом старые (точнее, исторические) дома столь же неуклонно «проваливаются» и становятся крайне некомфортными для проживания. И рано или поздно возникает вопрос: а не построить ли на их месте (в данном случае на улице Минина) что-нибудь новенькое?

 

Только вот проезжая часть улиц при таком «наслоении» неуклонно поднимается вверх. Соответственно, расположенные рядом старые (точнее, исторические) дома столь же неуклонно «проваливаются» и становятся крайне некомфортными для проживания. И рано или поздно возникает вопрос: а не построить ли на их месте (в данном случае на улице Минина) что-нибудь новенькое?

 

 

 

Например, такую вот новостройку, «задавившую» даже большие дома брежневской эпохи?

 

 

И вот результат: гордо вознесенные на небывалую высоту подъемные краны (вид от ул. Семенюка в сторону ул. Загорского). Что там вскоре будет построено, что нависнет над историческим центром Дмитрова?

 

И вот результат: гордо вознесенные на небывалую высоту подъемные краны (вид от ул. Семенюка в сторону ул. Загорского). Что там вскоре будет построено, что нависнет над историческим центром Дмитрова?

 

НА СТРАНИЦУ «ЗАЩИТА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский