НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 1, 31 мая–6 июня 1999 г.

 

От редакции

 

В первом номере газеты редакционная статья имеет исключительную важность. Надо обещать читателям молочные реки с соответствующими берегами, проклинать идейных противников и провозглашать множество деклараций.

Ну что же, начнем тогда сразу с деклараций. Декларация первая: эта газета будет писать прежде всего о современном искусстве. Поскольку нельзя объять необъятное, преимущественно об изобразительном.

Художественный мир живет по своим законам, и результаты его жизни Вы можете наблюдать во множестве галерей, музеев, выставочных залов... Тысячи художников, сотни тысяч картин, скульптур... Как в этом разобраться?

Если АРТ-газета сможет Вам в этом помочь – одна из ее задач выполнена.

Другая, не менее важная задача – облегчение судьбы одаренного художника на современном арт-рынке, которая теперь уже зависит, прежде всего, от успешной продажи работ.

А судьба покупателя, которому в силу, скажем так, его непрофессионализма за весьма приличные деньги художник или галерея пытаются продать очередную перерисовку с Шишкина или Айвазовского и выдают это за шедевр современного искусства?

Сразу скажем, что в этих ситуациях АРТ-газета будет всецело на стороне «обвешенного» покупателя. И пусть не обижаются наши доморощенные классицисты, сюрреалисты, прерафаэлиты, соцреалисты и т.п. – пощады от АРТ-газеты им не будет, мы будем их называть поименно с указанием «перепетых» ими гениев.

Позвольте сразу Вам пообещать полное отсутствие «заказных» статей или «скрытой» рекламы. Это же ужас, сколько можно обманывать читателя слащавыми статьями о художниках, которые в итоге оказываются хороши лишь тем, что у них нашлась энная сумма для автора статьи? Нет, давайте уж честно.

Итак, обещаем: если мы написали о ком-то теплые слова, значит, по мнению редакции, он их заслуживает. Да, редакция может ошибаться, но с нами сотрудничают сильнейшие искусствоведы, и их фамилии Вы будете часто видеть на наших страницах.

Даст Бог, встанем на ноги – будем выпускать ежемесячное аналитическое, т.е. искусствоведческое, приложение. Но сразу оговорюсь – никакого «птичьего» языка ни в нем, ни в самой АРТ-газете не будет, язык будет прост и понятен каждому из Вас.

Я очень надеюсь, что АРТ-газета будет для Вас полезна, и наше с Вами сотрудничество будет долгим и плодотворным.

Сергей Заграевский

 

Еще немного от редакции

 

Теперь несколько слов о «технической» стороне. Газета наша еженедельная, объем – две полосы, причем усеченные – формата А4. Мало? Да. Но у двух полос есть колоссальное преимущество – возможность рассылки по факсу.

А, значит, подписчиками нашей газеты становятся крупнейшие фирмы, банки, государственные учреждения, средства массовой информации...

Наша газета станет путеводителем для потенциальных спонсоров, покупателей, официальных органов, короче, для широчайших кругов. Да и художники в ней найдут много интересного и о собратьях по кисти, и о галереях.

У кого нет факса или он не работает в автоматическом режиме – не беда, будет и «нормальный» тираж.

 

Даты

 

20 апреля 1999 годадата регистрации Профессионального Союза Художников.

30 апреля 1999 годадата регистрации АРТ-газеты.

24 апреля 1949 годадень рождения председателя исполкома Международной Конфедерации Союзов Художников М.М.Фаткулина. Поздравляем с 50-летием!

 

Афоризм недели

 

Искусство требует вас

 

От Профсоюза художников

 

АРТ-газета была зарегистрирована 30 апреля, а за 10 дней до этого произошло еще более серьезное событие:

БЫЛ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ!

Первый, кстати, с советских времен.

Основное отличие Профсоюза от союзов художников, доставшихся нам в наследство от СССР – то, что по Уставу мы имеем право на прием:

– художников;

– скульпторов;

– дизайнеров;

– фотохудожников;

– журналистов;

– искусствоведов;

– галерейных и музейных работников.

И, самое главное, МЕЦЕНАТОВ!

А это значит, что любой человек, любящий искусство и способный ему помочь, будет полноправным членом Профсоюза художников.

В одном из ближайших номеров мы опубликуем программу Профсоюза.

Пока лишь сообщим, что уже подано несколько сотен заявлений, и приемная комиссия начала активную работу.

Председатель Профессионального союза художников

С. В. Заграевский

 

Слово искусствоведа

 

Мы начинаем цикл статей о взаимоотношениях государства и искусства. Начинать, конечно, надо было бы с времен царя Соломона, но учтем, что эта неделя – юбилейная (прямо лексика советских времен!). И, хотя здравицы в честь Александра Сергеевича, пардон, «достали» всех, но, думаю, несколько правдивых строк не помешают.

Итак, сегодня мы вспомним трагическую историю взаимоотношений императора Николая I и одного скромного титулярного советника.

Абсолютный правитель великой империи имел огромное количество государственных дел. Но он всегда находил время внимательно прочитывать каждое новое сочинение титулярного советника, потому что знал – его будет читать вся Россия.

Мы сейчас удивляемся: а почему Пушкин пошел на эту злополучную дуэль? Ведь Дантес не просто декларировал полное нежелание конфликтовать с великим русским поэтом (он, кстати, хотя и был кавалергардом из иностранцев, понимал, кто такой Пушкин). Он даже, чтобы отвести от себя подозрения в ухаживании за Натальей Николаевной и закончить дело миром, женился на ее младшей сестре – какую он принес жертву, холостяки меня поймут.

А Пушкин – нет, искусственно обострил конфликт и буквально сам полез под пулю. Что Дантес будет стрелять «на поражение», он не мог не знать, у Александра Сергеевича это была далеко не первая дуэль.

Да и Дантеса, к сожалению, можно понять. Пушкин был общепризнанным метким стрелком, и спасение было только одно – стрелять первым. Как мы помним, Пушкин даже с пулей в животе смог выстрелить и попасть абсолютно точно, и Жоржа спасло только то, что он уже встал у барьера боком и прикрылся рукой с пистолетом. А если бы Пушкин выстрелил, когда противники сходились? Убил бы…

Но оставим «технические» подробности трагической дуэли. Вопрос другой: почему все-таки Пушкин ее сознательно спровоцировал? Южный темперамент?

Версий много, вплоть до того, что Натали, будучи фрейлиной, состояла с государем императором в неких отношениях, и Пушкин, не в силах пережить позора, подставился под пулю. Или решил выместить злобу на молодом кавалергарде…

Нет, господа, не будем поддаваться соблазну свести трагедию великого поэта к трагедии ревнивого мужа.

Ситуация значительно глубже.

Помните оду «Вольность» и прочие свободолюбивые стихи раннего Пушкина? А злобные и зачастую непристойные эпиграммы? Преждевременно одряхлевший Александр I смотрел на происходящее сквозь пальцы. Полумеры, применяемые к Пушкину, вроде анекдотических ссылок в Одессу или Михайловское, только прибавляли последнему популярности и создавали вокруг него ореол мученика.

Правда, думаю, при необходимости молодой Пушкин пошел бы и на костер, это было вполне в его характере. Но, слава Богу, все-таки не пришлось.

Николай I, подавивший восстание декабристов, понял, что надо бороться всерьез. Кого-то можно было запугать виселицами и шпицрутенами, а кого-то и нет. К числу последних он весьма справедливо отнес и Пушкина.

Еще бы – через несколько дней после восстания Пушкин не побоялся сказать императору, что, мол, знал бы – тоже вышел на площадь.

И началась долгая, многолетняя дьявольская игра.

Сначала Пушкин был обманут фразами типа «Пиши, что хочешь, я сам буду твоим цензором» – большая честь! Потом император заплатил за него долги. Потом разрешил издавать журнал. Потом приблизил ко двору любимую жену. Короче, сыграл на всех возможных человеческих слабостях.

И, к сожалению, выиграл. То, что сейчас, когда все средства массовой информации пестрят здравицами в честь 200-летия великого поэта, победа Николая воспринимается как пиррова, ситуацию не меняет.

Тогда камер-юнкер двора Его Императорского Величества Александр Пушкин был зажат со всех сторон, униженно отрицал свое авторство в отношении «Гавриилиады», терпел перлюстрацию своих писем к жене и давал объяснения в Третье Отделение по вопросу их содержания…

Что творилось в душе у Пушкина – можно только гадать, анализируя его позднюю поэзию и его неадекватное поведение последних месяцев жизни.

 Но обман вечным, как известно, не бывает, и Пушкин все понял. Не мог не понять. Только к середине 30-х годов уже было поздно – и популярность не та, и семья, как гиря на ногах, и возраст – не двадцать…

Не думаю все же, что дуэль со стороны Пушкина была сознательным самоубийством. Скорее трагически закончившимся нервным срывом.

Абрам Цевский

 

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ