НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 10, 2–8 авг. 1999 г.

 

От редакции

 

В защиту искусствоведа

Без искусствоведов уважающей себя галерее несолидно, но не более того. Отношение чисто формальное, зарплата обычно тоже.

А некоторые директора весьма «крутых» галерей и выставочных залов (пусть узнают себя сами) относятся к искусствоведу как к досадной помехе. Как же, директору хочется продавать художника Икс, а гнусный искусствоед (опечатка намеренная) встает намертво и говорит, что престиж галереи от Икса пострадает. Китч, халтура – и какие слова ученый сухарь для милого Икса находит!

Ну и что, что художник Икс – бездарь и плагиатирует Шишкина? Человек-то хороший, солидный, денег может заплатить за выставку, «новым русским» понятен, работы продаются… Так кто ценнее для галереи – Икс или иксоед? Тот, кто платит, или тот, кому надо платить?

Естественно, первый. Иксоед вышибается со скандалом, за ним потом еще долго тянется имидж злого и непорядочного человека. Икс торжествует.

Итог плачевен – в большинство галерей стало грустно заходить. Зачем, когда все можно увидеть в одном месте – на Крымской набережной? Такие же слепки одного с другого, другого – с третьего, третьего – с Сальвадора Дали… Отдельные бриллианты тонут в этой куче известно чего.

Бриллианту-то хорошо, его никогда не поздно достать и отмыть. А каково живому человеку с его талантом и душой? Кто ему скажет, что у него есть шанс остаться в вечности, если все – и жена, и теща, и братья-художники, и галеристы – в один голос твердят: рынку нужно, чтобы ты писал, как… (список длинен), а если ты такой гений, почему тебе не платят денег?

Как тут не сломаться многим и многим художникам? А спасение одно – наш нехороший искусствоед. Конечно, и ему свойственно ошибаться, но страшной американской пословицы «Если ты такой умный, покажи мне твои деньги» художник от него не услышит.

Так вот, господа, наша газета и наш Профсоюз художников будут защищать искусствоведов всеми силами. Более того, в нашей схеме «художник – галерист – искусствовед – журналист – публика», как видите, злой искусствоед в центре. Без него мы потонем в мутном море китча.

Да и покупатели живописи зря потратят огромное количество денег – потомки-то все равно разберутся рано или поздно. Так давайте сразу послушаем профессионалов.

Сергей Заграевский

 

Художник недели

 

Валентина Кузнецова – керамист, а точнее, скульптор, работающий в одном из самых древних материалов. Добрый мир ее героев неизменно привлекает людей вне зависимости от их профессиональных интересов, пола и возраста. Чаще всего Валентина изображает женщин – грустных, веселых, с цветами и детьми на руках. Иногда она сопровождает свои творения белыми стихами: «…Он уехал так же неожиданно, как и приехал. И только цветы по-прежнему пахнут…»

Кузнецова – частый гость ЦДХ, а осенью 1998 года впервые выставляла своих простодушных керамических героев в Германии на групповой выставке российских художников в маленьком курортном городке Кохем, раскинувшемся на виноградных берегах Мозеля.

Вильям Мейланд

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ЛЬВА родились:

4 августа – Владимир Боровиковский (Россия, 1757 – 1825), замечательный портретист, хотя и придворный.

5 августа – Илья Репин (Россия, 1844 – 1930), автор множества хрестоматийных полотен.

 

Афоризм недели

 

истина – дочь времени, а не авторитета

 

Уголок сатирика

 

ДОМОСТРОЙ

Сумма стен, дверей, портьер –

Это голый интерьер.

Даже шкаф, столы и стулья –

Это все комфорт для улья.

 

Лишь наличие картин,

Графики, скульптуры

Превращает дом-интим

В дивный храм культуры.

 

В. Доброфобов

 

Анекдот недели

 

– Вы слышали? Купаться в море опасно для жизни, СЭС закрыла все пляжи!

– А мне даже нравится. Вчера купался, красота, никого нет.

– Вот-вот. А завтра и Вас не будет.

 

Арт-информ

 

Галерея «С.АРТ» (Земляной вал, 14, тел. 916 0366). Игорь Петров, известный своими инсталляциями, приглашает на выставку «Пятая власть (из жизни денег)». Деньги представлены как универсальный знак абсолютного господства в материальном мире. Автор считает, что в третьем тысячелетии металлические деньги окончательно утратят свой смысл и станут объектом художественных экспериментов.

 

Слово искусствоведа

 

Как нам обустроить арт-критику

(с продолжением)

Сегодня многие художники и искусствоведы по-доброму и даже с явной ностальгией вспоминают нашу прежнюю художественную жизнь. Я имею в виду прежде всего тесное и регулярное общение – обсуждения выставок, клубные вечера, конференции, семинары и т.д. С помощью этого внутреннего общения мы защищались от идеологического идиотизма, который насаждался сверху.

Между тем прямой реальной помощи Союз художников СССР искусствоведам почти не оказывал. Искусствоведы самостоятельно работали в музеях, в редакциях газет и журналов, сотрудничали с издательствами и дирекциями выставок. В лучшем случае СХ посылал нас в творческие командировки, давал за особые заслуги так называемую «творческую помощь» (от 100 до 200 рублей), изредка предоставлял возможность поработать или просто отдохнуть на Сенеже, в Гурзуфе, Паланге, Переславле-Залесском и т.д. Но это были крайне редкие праздники жизни.

На страницах газет критика изобразительного искусства была редкой гостьей. Между тем по западным меркам критиком считают лишь того, кто имеет постоянную газетную или журнальную площадь.

Что такое наша сегодняшняя жизнь в этом плане? Газет и журналов вроде бы стало больше. Но, увы, критики там почти нет. В основном процветает парикмахерское искусство завивки и укладки светских новостей, пишут о чем угодно, только не о существе дела. Профессиональных журналов крайне мало. Редакционных начальников интересуют, в основном, «жареные факты» – тексты про ограбления, подделки, скандалы…

(Продолжение следует)

Вильям Мейланд

 

Арт-критика

 

В Центральном Доме Художника на Крымском Валу, в зале № 10 по 23 августа – выставка «Мир искусства сегодня» на базе галереи «Альпенроза» Татьяны Аровой. Приятно, когда буквально на глазах галерея прогрессирует, и стандартная «реалистичная» экспозиция сильно обогащается.

Рядом с русскостильным реалистом Юрием Сергеевым и последователем импрессионизма Александром Давидом появилась экспрессионистичная Зоя Чернакова и внесла в экспозицию внутреннее напряжение. И еще одна приятная новость – у Татьяны Аровой выставлены работы Юрия Попкова, неповторимого «интеллигента от живописи».

 Очень хорошее впечатление, несмотря на разнообразный состав, оставляет выставка в зале № 12 (по 15 августа).

Думаю, суперакадемик Дмитрий Жилинский в представлении не нуждается. Весьма академична и во многом повторяет отцовский стиль его дочь, Ольга Жилинская.

Здесь же работы еще двух «дочерей» – Татьяны и Марины Файдыш. Они, впрочем, друг на друга абсолютно непохожи, Татьяна более склонна к абстракционизму, а Марина – к сюрреалистическим кошмарам типа отрезанной головы собаки.

Зато очень теплы и человечны работы Татьяны Рыжовой с изображением родного Серпухова. Исключительный профессионализм владения масляной пастелью продемонстрировала Елена Ненастина – еще одна серпуховская художница. Хороши и работы Владимира Давыдова.

Замечательные картины в стиле романтического сюрреализма выставил Юрий Мачерет. Обязательно обратите внимание на его «Озарение» – удивительно теплое сочетание «сюрной» перспективы и людей-ангелочков…

Среди всего этого – скульптуры Андрея Волкова. Его странный мир тонких бронзовых городков не спутаешь ни с чем, он абсолютно органичен.

ЗСВ

 

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ