НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 14 (45), 3–9 апр. 2000 г.

 

Больше, чем стихотворение

 

СТАРАТЕЛЬСКИЙ ВАЛЬСОК

 

Мы давно называемся взрослыми

И не платим мальчишеству дань.

И за кладом на сказочном острове

Не стремимся мы в дальнюю даль.

Ни в пустыню, ни к полюсу холода,

Ни на катере – к этакой матери!

Но поскольку молчание – золото,

То и мы, безусловно, старатели.

 

Промолчи – попадешь в богачи,

Промолчи, промолчи, промолчи!

 

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не «против», конечно, а «за»!

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду!

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание – золото!

 

Промолчи – попадешь в первачи,

Промолчи, промолчи, промолчи!

 

И теперь, когда стали мы первыми,

Нас заела речей маята!

Но над всеми словесными перлами

Проступает – пятном – немота!

Пусть другие кричат от отчаяния,

От обиды, от боли, от голода,

Мы-то знаем: доходней – молчание,

Потому что молчание – золото!

 

Вот как просто попасть в богачи,

Вот как просто попасть в первачи,

Вот как просто попасть в палачи –

Промолчи, промолчи, промолчи!

 

Александр Галич (1919-1977)

 

От редакции: например, в 2000 году на съезде Московского союза художников сидели делегаты, слушали героическое выступление Вадима Шелова о злоупотреблениях руководства МСХ во главе с Бубновым, и что? Промолчали...

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ОВНА родились:

3 апреля – Леонид Тазьба (Россия, 1932), скульптор и правозащитник, руководитель юридической службы Профсоюза художников. Поздравляем!

5 апреля – Жан Фрагонар (Франция, 1732-1806), ученик Буше, классик рококо.

6 апреля – Рафаэль (Италия, 1483-1520). Комментарии излишни.

6 апреля – Игорь Кочетов (Россия, 1946), председатель Федерации акваживописи и секции акваживописи Профсоюза художников. Поздравляем!

8 апреля – Никас Сафронов (Россия, 1957), восходящая звезда российской салонной живописи. Поздравляем!

 

Арт-критика

 

“ЛЕВОЙ, ЛЕВОЙ”

 

Московский клуб коллекционеров (ул. Спиридоновка, д.4, стр.1) показывает красивую и весьма обширную выставку “Левой, левой”, где представлен русский авангард 10-х и 60-х годов закончившегося XX века.

50 лет разделяют свободу от несвободы. Художники предреволюционных и первых послереволюционных лет, новаторы и традиционалисты, творили, опираясь на отечественный и мировой опыт. Их духовные наследники, работавшие во времена “оттепели” и последовавшего частичного оледенения, пытались, по словам Владимира Немухина, “восстановить утерянное пространство в искусстве”. Многим это удалось, и теперь их знают не только в России, но и за ее пределами.

Выставка не претендует на ретроспективную полноту и строгую научность. Она образована из произведений, хранящихся в частных собраниях. “Обширная и полная демонстрация “левого” искусства является привилегией музейных собраний”, – пишет в предисловии к каталогу искусствовед и председатель Клуба коллекционеров Валерий Дудаков. Тем не менее, несмотря на отдельные экспозиционные недочеты, цель организаторов ясна: наглядно показать связь времен и воздать должное высокой страсти коллекционирования. Не случайно выставка посвящена Георгию Костаки, “который одним из первых осознал явственную связь искусства десятых и шестидесятых годов, собрав произведения художников этих поколений в одной коллекции”.

Вильям Мейланд

 

Афоризм недели

 

Бедность – не порок, иначе бы ее не стыдились

 

Уголок сатирика

 

ХВАТИТ!

 

Стих весенний сочиняя,

Предвкушая лучезарность

Дней погожих, радость мая,

Я решил элементарно –

 

Не ходить весною в залы,

Где цветут искусства кущи.

Сердце, зрение устало.

Ведь непрочен я, живущий.

 

От художества исходит

Сокрушительная сила.

Я ж хочу пожить в народе

Наподобие дебила.

 

Сон да пища, воздух, птички,

Сериалы и футбол…

Хватит мозг искусством пичкать!

Мне приятней алкоголь.

 

В.Доброфобов

 

Анекдот недели

 

Новый русский в театральной кассе:

– Мне билеты на сегодня.

– Вам на “Ромео и Джульетту”?

– Нет, на меня и мою подругу!

 

Слово искусствоведа

 

ТРЕБУЮТСЯ ЛИПУЧКИ ДЛЯ МУХ

 

Салон за салоном, почти слипаясь изобразительными сладостями, идут в этом выставочном сезоне в ЦДХ (март) и в ЦВЗ “Манеж” (апрель). К чему бы это? Уж не призрак ли нарождающегося российского арт-рынка бродит по Евразии?..

Не извольте беспокоиться, дамы и господа! Бури арт-рынка нам пока не грозят. Просто у нас привычное плановое хозяйство. Наметили – сделали. Каким будет весенний салон в Манеже, пока что трудно сказать. Слишком веселым и обширным, как в 1997–98 годах, он явно не будет. Экономическая ситуация не та после августа 98-го, да и организаторы явно припозднились с объявлением его сроков и собственно организацией. Главная же печаль прошедшего и грядущего салонов в их неизбежной однородности. Всюду одни и те же лица, одни и те же салонные стили и манеры, моря цветуёчков и плюгавых пейзажиков, извивистая эротика, “мглистый символизм”, блескучие декоративные мелочи...

“Вкус, батенька, отменная манера”, – говаривали когда-то. Но вкуса-то как раз и нет. Не образовался пока что ни на уровне градоначальников, ни посередь “широкого зрителя”. Даже на улицах наше зрение штурмуют развесистые плакаты наисалоннейшего Никаса Сафронова, хотя вполне бы хватило дремучих видений московской церетелиады. Спрячешься от них в метро, а там повсюду, как назойливые мухи, портретики благостного Сашеньки Шилова, рекламирующие его музейчик на Знаменке. И выходит, что некуда нынче от всерасейского салона податься.

Был бы я устроитель и куратор ярмарок и салонов, непременно бы отдал предпочтение фотографии. Причем не цветной, а благородной черно-белой, дабы разрядить густоту липких живописаний, графических и скульптурных извивов.

Во времена моей молодости в ходу были липучки для мух. Вот бы и нам завести такие липучки для выставочных залов, чтобы освободить их пространство для искусства, лишенного салонной приторности.

Серафим Полыхаев

 

Художник недели

 

В художественной жизни Москвы событие: открылся ювелирный салон. А почему это событие именно в художественной жизни – потому что называется салон “Никас”. То есть Николай Степанович Сафронов, член Профсоюза художников.

Не знаю, как кто, а я Никаса Сафронова по-своему люблю. Нет-нет, не за художественные достоинства его произведений – это “салон” или китч (кому как больше нравится) в чистом виде, причем работа “на поток” его отнюдь не улучшает. Справедливости ради скажем, что он неплохой портретист, а его портреты начала восьмидесятых были даже хороши, пока он их не поставил на этот самый “поток”. Но, конечно, его “сюрреалистические” композиции типа женщины с головой кошки абсолютно надуманы и фальшивы.

А люблю я Никаса Сафронова за откровенность, с которой он работает на публику и на продвижение своего имени. Молодец – не рядится под “народного художника”, как Александр Шилов или Илья Глазунов, не платит искусствоведам, чтобы они воспевали его как гения, а нашел свою “экологическую нишу” в салонной живописи для “новых русских” и прекрасно себя чувствует. И не стесняется – то в “Плейбое” снимется, то очередной сотней побед над женским полом в прессе похвастается. Опять же, чего стесняться такому стройному красавцу?

И вот один из “этапов большого пути” – ювелирный салон на углу Нового Арбата и Садового кольца, почти напротив американского посольства. Над входом – портрет Никаса, внутри – изобилие его картин, точнее, авторских копий, специально выполенных в красноватом колорите под цвет общего дизайна.

У входа несколько стендов с фото – Никас и Софи Лорен, Никас и Горбачев, Никас и множество других, не менее знаменитых господ. Забавно, но по новорусским меркам, наверное, “круто”. Улыбчивые продавцы, вполне приличный выбор драгоценностей. Дабы меня не заподозрили в том, что статья “заказная”, оговорюсь, что цены велики даже по меркам Нового Арбата, но это вопрос уже не к Никасу, а к владельцам салона.

Одно могу сказать: чует мое сердце, недолго Николаю Степановичу Сафронову находиться в рейтинговой категории “2-В”. Еще немного – и он займет достойное место в “1-В” рядом с Шиловым, Глазуновым и Церетели.

ЗСВ

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ