НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 16 (47), 17–23 апр. 2000 г.

 

От редакции

 

В Манеже 14 апреля открылся Арт-салон. Стандартное и печальное мероприятие. Почему стандартное, почему печальное – да потому, что на всех многочисленных салонах все одно и то же. Мешанина из художников и галерей, причем мелькают одни и те же лица и произведения, только в разных залах.

Одно слово – салон, и не зря это слово дало имя целому стилю. А походишь по тому или иному масштабному арт-салону – и становится страшно, как этому безобидному словечку удается заставлять играть по своим правилам сотни живописцев, графиков и скульпторов. И ладно бы их картины хорошо продавались – так ведь нет, с каждым годом конкуренция в салонном жанре становится все острее, так как все больше и больше имен вовлекается в эту адскую мясорубку.

Справедливости ради скажем, что и на арт-салонах, а особенно «манежных» (до сих пор чувствуется рука Вильяма Мейланда) присутствуют замечательные художники. Например, сейчас в Манеже можно увидеть работы Анатолия Слепышева, Владимира Брайнина, Натальи Нестеровой... Но какие работы? Лучшие?

Как же! Станет ли серьезная галерея выставлять их лучшие работы, стоящие десятки тысяч долларов, среди дешевых цветочков, пейзажиков и вторичных абстракций? Нет, «отметились», выставили пару «проходных» работ Нестеровой, несколько «конвейерных» картин Слепышева – и ладно...

Когда же, когда, наконец, люди поймут, что подавляющее большинство «красивых» вещей, в изобилии предлагаемых на арт-салонах, никакого отношения к искусству не имеет? А найти там хотя бы небольшие «бриллианты» – нужна серьезная помощь искусствоведов. И одна из реальных форм этой помощи – рейтинг, над которым сейчас работает Профсоюз художников.

Действительно, если посетители начнут подходить к галеристам и спрашивать, почему художник категории «1-А» пишет хуже, чем «3-В» – вот тогда и галереи, и сами художники понесут и в Манеж, и в ЦДХ свои лучшие картины.

Дай-то Бог...

Сергей Заграевский

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ОВНА 20 апреля родился Хоан Миро (Испания, 1893-1983), “детскообразный” сюрреалист.

А под знаком ТЕЛЬЦА родились:

23 апреля – Юрий Злотников (Россия, 1930), абстракционист, по совместительству галерист. Поздравляем!

23 апреля – Уильям Тернер (Англия, 1775-1851), классик пейзажа.

 

Галерея недели

 

Если Вы решили посетить галерею “Новый Эрмитаж” (Спиридоновка, 4, стр.1, тел. 290 4515) или расположенный там же Клуб коллекционеров, не пытайтесь искать вход со двора – смело заходите в парадный вход четырехэтажного особняка, отделанного в стиле современных офисных комплексов. Самое удивительное, что весь этот особняк принадлежит галерее, и на всех этажах развернуты великолепные экспозиции. Пикассо, Рерих, Айвазовский, Шагал – комментарии излишни. Кабаков, Немухин, Плавинский, Булатов, Рабин – комментарии излишни не менее.

Но, увы, вряд ли Вам удастся легко проникнуть внутрь. Дело в том, что галерея работает в «закрытом» режиме, «по звонку». Этакий «спецраспределитель» для российской «элиты». А то ведь придет в галерею г-н Березовский и столкнется с г-ном Зюгановым или с толпой посетителей – нехорошо! Вот и получается, что попасть внутрь галереи «простому смертному» дозволено только в канун редких «открытых» выставок.

Но во всем, конечно, есть “зато”. Зато хозяева галереи – Валерий Дудаков, Вячеслав Марьяш и Светлана Бабина – могут себе позволить роскошную отделку помещений, выпуск великолепных каталогов и поистине европейскую культуру и в искусстве, и в общении. И не будем лицемерно рассуждать о равенстве и братстве люмпен-пролетариев. Слава Богу, что хоть кто-то в мире искусства зарабатывает большие деньги, и не на салонных цветочках и пейзажиках, а на настоящих шедеврах. Побольше бы таких галерей, глядишь, тогда и Березовских на них не хватит, и придется им чуть пошире приоткрыть двери для публики.

ЗСВ

 

Афоризм недели

 

Гений враждебен не толпе, а посредственности

 

Уголок сатирика

 

Арт-салонам

 

1.

 

На Руси салонный бум –

Чувства блекнут, страждет ум.

Все объемлет кутерьма

С тонким запахом дерьма.

 

2.

 

Салон – развратная стихия.

Торгуют мальчики лихие,

И девы томно строят глазки

Клиентам, будто жаждут ласки.

 

3.

 

Ни вкуса, ни чувства – базарный галдеж

И множество алчных до “зелени” рож.

У храма искусства возник новый статус:

Торгуй чем попало, бакс – высшая святость.

 

В. Доброфобов

 

Анекдот недели

 

Человек – странное существо. Если написать, что на небе 18283749 звезд, он поверит. А если написать «Осторожно, окрашено», он обязательно проверит пальцем.

 

Слово искусствоведа

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РАДОСТИ В ГАЛЕРЕЕ “МАНЕЖ”

 

Изящная и стильная групповая выставка прошла в конце марта – начале апреля в галерее “Манеж” (вход с противоположного торца большого Манежа, где сейчас проходит Арт-салон). Скульптура Марии Александровой, рельефы и пластические структуры Владимира Давыдова, графика Михаила Тихонова составили единый выставочный ансамбль, где каждый автор действует сам по себе и в своем материале, но в то же время не столько контрастирует, сколько дополняет другого.

Камерные прозрачные “растения” Александровой представляются мне ожившим в бронзе четким орнаментом. Причем камерность в данном случае определяется не сутью ее пластики, а малыми размерами. Если представить себе не выставочную (станковую), а городскую (монументально-архитектурную) ситуацию, то нетрудно догадаться, как свободно и органично эта пластика могла бы “прорасти” в городской среде. Впрочем, тут я размечтался, конечно. На наших площадях и улицах растет совсем другая поросль, и чем бездарней, тем пышнее. Остается уповать на молодость Александровой и долготерпение. А там, глядишь, и появятся ее строгие и стройные произведения не только в галерейных залах, где обитают коллеги и знатоки, а и в нашей общей среде обитания.

Настенная пластика Давыдова свидетельствует о его виртуозности и разносторонних возможностях структуралиста, тонко чувствующего фактуру материала и безграничные по сути способы ритмического существования в пространстве. Давыдов явно обладает чувством ансамбля и, будучи живописцем по образованию, практически не позволяет себе цветовых экспериментов, ограничившись своеобразной пластической гризайлью.

Тихонов старше своих соседей по выставке и показывает свои произведения в отдельном зале. Если бы уменьшить их количество и повесить по-европейски свободно, то просвещенный зритель мог бы решить, что попал в зал какого-нибудь музея современного искусства или престижную западную галерею, где представлены работы такого классика второй половины XX века, как Ив Твомбли. Это не упрек во вторичности. Это, если угодно, констатация качества и умения работать в современной манере. То есть это искусство легких импульсивных касаний. Их внешняя хаотичность сродни современной симфонической музыке и медитативному состоянию художника, размышляющего с карандашом или кистью в руках.

Кто-то назовет подобную выставку “западничеством” и хождением в хвосте современного европейского искусства. Ничего страшного. Пусть говорят. Главное, что Александрова, Давыдов и Тихонов обладают современным художественным мышлением. Именно это обстоятельство позволяет надеяться на их дальнейшую свободную и продуктивную творческую жизнь.

Вильям Мейланд

 

Арт-критика

 

В галерее «На Солянке» (Солянка, 1/2) прошла выставка с глобальным названием «Женщины-художники России». Конечно, этой выставке далеко до «братских могил», устраиваемых Союзом художников России – там художников многие сотни, здесь всего около ста. Но принцип экспонирования тот же: по одной, по две работы каждой художницы висят вперемешку, по старому доброму принципу «каши». Вешали бы хоть по алфавиту – все было бы лучше. Как минимум, честнее.

А то в центральном полукруге выставлены три очень неплохие работы Натальи Богородской, а с двух сторон их симметрично обрамляют... две работы Клары Голицыной, замечательной художницы совсем другого стиля. Почему Клара Николаевна не удостоилась того, чтобы две ее работы висели рядом, а не выступали в качестве декоративного оформления загадочного концепта организаторов – непонятно.

Жаль, что выставка получилась явно проходной, «для галочки». Показательно, что замечательная художница Натта Конышева, представленная двумя работами (тоже, кстати, в разных концах зала), даже не смогла вспомнить, что выставлена на Солянке.

И, конечно, принцип «братских могил» советских творческих союзов проявился в том, что все подписи к картинам – «слепые», без имен, только с инициалами. А ведь задача выставки – чтобы посетитель запомнил понравившихся художников, и это может быть Наталья Богородская, но никак не Богородская Н.С. На выставках неуместен безликий канцелярский стиль, и это элементарное неуважение к художникам – так подписывать их работы.

ЗСВ

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ