НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 30 (61), 24–30 июля 2000 г.

 

От редакции

 

Как говорится, к хорошему привыкаешь быстро. Ходишь, например, по Центральному Дому художника и не замечаешь, что стены белоснежные, паркет в прекрасном состоянии, все лучше и лучше освещение, заново отделано фойе, великолепный буфет… Вроде бы все так всегда и было.

Но все познается в сравнении. Не будем вспоминать конец семидесятых и восьмидесятые, когда ЦДХ был в весьма убогом и запущенном состоянии. Есть примеры и из нашего времени.

В Петербург, в Невскую куртину Петропавловской крепости, из ЦДХ переехала великолепная концептуальная британская выставка “Пейзаж”. Переехала и… погибла. Нет, не дай Бог, не в смысле утери или кражи работ. В смысле экспозиции.

Концептуализм предполагает следующее: произведения, сами по себе могущие не вызывать никаких эмоций, вступают между собой в некий контакт и создают пресловутый “концепт” – единое и цельное восприятие экспозиции. Именно поэтому концептуализм нуждается в безупречном окружении, идеально покрашенных стенах, выверенном дизайне зала, да и в элементарной чистоте. Грязь может быть элементом концепта, но это должно соответствовать творческому замыслу. Выставка “Пейзаж” – не тот случай. Произведения аккуратны, «вылизаны» и выдержаны в единых тонах.

А если взгляд, переходя с одного блестящего концептуального произведения на другое, падает на неприкрытый чугунный радиатор отопления, да еще и пыльный? Или на ободранный паркет? Или на водопроводную трубу с прокладками, торчащими из мест сочленений? Какой там концепт…

И это был конец выставки “Пейзаж”. В ЦДХ она смотрелась, а в грязноватой и неаккуратной Невской куртине – нет.

Не спасли даже… петербургские экскурсоводы. Да-да, оказывается, и по “концепту” можно водить экскурсии и проникновенно сообщать, что имел в виду тот или иной художник, создавая ту или иную инсталляцию, фоторепродукцию или видеофильм. В Петербург специально приезжал искусствовед из Великобритании и обучил местных экскурсоводов. Впрочем, ни слова о концептуализме, ни слова об общем восприятии выставки, ни слова о принципах подобных экспозиций. Экскурсанты растерянно глядели по сторонам и уходили с середины экскурсии. Обидно, когда хорошее начинание выливается в убогий провинциализм и губит серьезнейшее дело – представление публике современного искусства.

Сергей Заграевский

 

Правозащита

 

Многим, вероятно, знакомо название издательской компьютерной фирмы “Кирилл и Мефодий” – крупные, ярко оформленные коробки с её электронной продукцией есть у большей части пользователей компьютерами. К 850–летию столицы имел я неосторожность сделать для дочернего подразделения этой фирмы лазерный диск. Емкость пластиночки можно сопоставить с Библией – около 600 страниц того же формата.

За диск не стыдно. Несмотря на нищету бюджета и крайнюю поспешность разработки с неизбежными при этом накладками, он вышел неплохим. Так, по крайней мере, счел рецензент Независимой газеты, завершивший одобрительный отзыв восклицанием: “Но кто же автор?”.

Действительно, имя автора упрятано так искусно, что рецензент его попросту не обнаружил! Зато повсюду – на коробке, буклете, самом диске – название фирмы, которая перекупила у производителя уже готовый продукт и авторские права на него. В итоге ни один из членов авторского коллектива не получил ни одного диска, ни одной копейки с продаж.

Диск стоит около 20 $ и называется “Московские прогулки”. Название изменили без согласования со мной, в дизайн коробки и буклета включили объекты, о которых на диске не упоминается, введя в заблуждение потенциального покупателя. Согласно договору на работу с другим названием и с другой фирмой я получил символическую сумму и якобы утратил авторские права.

Надо бы, конечно, в суд подать. Но ведь одни судебные издержки разорят! Так и живу, ничего не предпринимая. Но хочется, чтобы покупатели диска знали, что им предлагается продукт, нарушающий авторское право.

Алексей Клименко

 

Афоризм недели

 

Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало

 

Уголок сатирика

 

От редакции: в Муниципальном музее наивного искусства (Союзный просп.15-а,тел.301-0348) проходит выставка графики Михаила Панферова “Астрологический календарь”. В анкете члена Профсоюза художников в графе «профессия» он написал «грузчик». Для России стыка тысячелетий это неудивительно. Зато... Читайте стихи Панферова.

 

*          *          *

 

Чтобы люди не жирели,

Храм построил Церетели.

Раньше строили мы БАМ,

А теперь вот – Божий храм.

Вы не видели такого:

Храм в честь Юрия Лужкова!

И у нас одна задача –

Чтоб Зураб наш был богаче.

И неважно, что старухи

Мрут, как мухи, с голодухи.

Ведь Зураб построил нам

За наш счет бетонный Храм.

 

Михаил Панферов

 

Анекдот недели

 

Что такое “ту-ти-ту-ту-ту”?

Это новый русский в лондонском отеле заказывает два чая в 22-й номер.

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ЛЬВА родились:

24 июля – Альфонс Муха (Чехия, 1860-1939), классик стиля модерн.

28 июля – Александр Иванов (Россия, 1806-1858), автор картины “Явление Христа народу”.

29 июля – Иван Айвазовский (Рос-сия, 1817-1900), маринист.

 

От Профсоюза художников

 

Уже мало кто помнит, что в начале марта этого года прошел съезд Московского союза художников (МСХ). Поговорили, пошумели, послушали доклад председателя финансово-экономической комиссии Вадима Шелова о беспрецедентных злоупотреблениях руководства МСХ (об этом ниже), тут же “избрали” правление практически в старом составе, правление “избрало” того же президента – Бубнова, он назначил того же зама – Глухова, и все.

Характерно, что стенограммы съезда до сих пор нет – доводить доклад Шелова до сведения 6000 членов МСХ Бубнову и Глухову явно не с руки. Но то, что на съезде услышали корреспонденты АРТ-газеты – не только вопиющее нарушение прав художников.

Далеко ходить за примером не надо – в фойе съезда был вывешен список объектов собственности МСХ на 1992 год. Это была богатейшая художественная организация Москвы! А что сейчас с четырьмя художественными салонами? Что с Домом творчества в Тарусе? Что с Гжельским керамическим заводом? С автобазой? С поликлиникой? С залом на Беговой? С домом на ул. Жолтовского, 17? С многими сотнями квадратных метров мастерских? Большая часть имущества была либо потеряна, либо, как множество мастерских, переведена в “неучтенку”. Естественно, без ведома съезда.

Понятно, почему Правительство Москвы своим постановлением № 262 было вынуждено взять мастерские под свою защиту.

А с художественными салонами получилась и вовсе грязная история. МСХ их вместе со значительными финансовыми средствами передал ЗАО “Московский художник”, оставив себе контрольный пакет акций – 51%. Вроде бы ничего страшного, но это был лишь первый шаг. Потом правление МСХ принял решение об увеличении уставного капитала ЗАО, а когда надо было вносить свою долю, оказалось... что у МСХ нет на это денег! Другие акционеры, естественно, все внесли вовремя, и доля МСХ упала до 20%, что означает потерю управления салонами. Что это – халатность или преступный трюк со стороны Бубнова и Глухова?

На съезде Бубнов пытался многие злоупотребления свалить на Савостюка, бывшего президентом МСХ в начале девяностых. Но ответил ли Савостюк, например, за коллекцию живописи в количестве 18000 работ, проданную некоему Владыкину в 1992 году за цену, составлявшую… одну тысячную часть от оценки экспертов Третьяковки? Не ответил. А почему? Скажем лишь, что у него первым замом был Бубнов. Выводы делайте сами.

Правление Савостюка-Бубнова в середине 90-х тихо перешло в правление Бубнова-Глухова, а художников как обкрадывали, так и обкрадывают. Где бюджет МСХ и почему он не был предложен на утверждение съезда? Понятно, почему...

Впрочем, на съезде звучали вполне конкретные цифры. Например, на содержание аппарата МСХ было истрачено около 3 млн. рублей, а на социальную и творческую помощь художникам… 150000 руб. То есть 5% –художникам, а 95% – руководству. Неплохо?

Увлекшись дележом имущества, руководство МСХ полностью забыло о том, для чего оно поставлено руководить. В жутком состоянии выставочный зал на Кузнецком Мосту, 11. Неизвестно, что с Домом ветеранов на улице Варги. А ведь самому молодому художнику-ветерану 75 лет, есть и 95-летние.

Но в погоне за наживой руководители МСХ дошли до прямого кощунства. На Кузнецком грязен и страшен только принадлежащий художникам выставочный зал, а половина здания отдана под сувенирные и промтоварные магазинчики. Кстати, где деньги за аренду? В чьих карманах оседают эти десятки (сотни?) тысяч долларов? А в “сувенирной” половине сохранилась доска с именами художников, павших в Отечественной войне. Сувениры висят вокруг нее, над ней и на ней. Это уже откровенное издевательство над памятью павших. Надеюсь, что за это Бубнов с Глуховым будут держать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.

А тех, кому эти господа рассказывают о бедности МСХ, приглашаю посетить великолепный ресторан “ART-Garbage” в головном здании МСХ на Старосадском, 5. По каким расценкам “рестораторы” арендуют престижнейшую площадь? Где деньги за аренду и почему художники их не видят?

Кстати, если Василий Бубнов не знает английский (он предпочитает жить в Париже), сообщаю: с английского языка слово “Garbage” переводится как “мусор”. В какое же посмешище, Василий Александрович, Вы превратили МСХ, если ресторан в его здании называется “Художественный мусор”?

Сергей Заграевский

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ