НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 31 (62), 31 июля–6 августа 2000 г.

 

От редакции

 

В царской России достоинство человека определялось не столько внутренними качествами, сколько чином. Чинопроизводство высочайше определяло порядок и условия отношения человека к жизни. Причем была великая путаница: социально присваиваемый ранг очень часто не совпадал с реальным человеческим достоинством, независимо от которого “одни едали на серебре, другие – на золоте”.

Ханжество и унижение всегда рядом.

Великий русский язык – наш постоянный помощник. Вот и сейчас, вдумаемся: что такое “рядовой гражданин”? Значит, есть, кроме рядовых граждан, еще и граждане-офицеры, граждане-генералы и т.д., то есть нерядовые. Вот именно: спутали штатскую жизнь с армией. Но это у нас в крови, с царских времен: борьба за звания, должность – это борьба за место под солнцем.

Государь для интеллигенции (художников, артистов, инженеров и т.д.) ввел звание “почетный гражданин”. Дворяне же, строго говоря, были феодалами. Насчитывалось их не более 10 % от населения России. Все дворяне являлись прямыми вассалами «хозяина земли Русской», «царя-батюшки» – императора. Тут уж без “табели о рангах” было не обойтись. В то же время наряду с выходцами из разных сословий, почетными гражданами становились и лица дворянского звания. В первую очередь, писатели. И с соизволения царя П.А.Столыпин начал создавать граждан-крестьян, но феодалы не дали довести дело до конца.

Царю не пришло в голову ввести чинопроизводство для интеллигенции, хотя всех считал своими подданными. Единственно, присваивал звание «почетный гражданин». А некоторым иногда – дворянское звание. И все.

Россия двигалась к гражданскому обществу. Но помешал Октябрь.

Большевики остановили это движение. Они сами стали определять спрос и предложение на все, в том числе на произведения искусства. Уничтожили возможность покупать произведения кем бы то ни было, кроме государства. Ввели в социальный оборот то, до чего не додумался государь: институт «более равных среди равных», т.е. чинопроизводство для творческой интеллигенции, в том числе художественной. Так появились: “заслуженные работники культуры”, “заслуженные художники”, “народные художники”, “заслуженные деятели искусств”.

Большевики культивировали “верных помощников”. Заметим, звание “народный художник” и звание “враг народа” присваивала одна и та же руководящая и направляющая сила – начальство. Регулировали, так сказать, солнечный свет для каждого.

Впрочем, звание “академик” в советские времена никогда не подвергалось сомнению. И до писателей рука не дотянулась. Нет у них званий. Только авторское гражданское достоинство и народная любовь (правда, не у всех). И слава Богу.

Леонид Тазьба

 

Арт-критика

 

В зале № 3 ЦДХ по 4 сентября проходит выставка «Все цвета». Впрочем, ей бы больше подходило название «Плутенко и Co.» Компания самая разнообразная – вычурный график Мария Саблина, фотореалисты Дмитрий Видов, Анатолий Бобрович, Сергей Трухан, просто реалист Евгений Бурмакин... Но гвоздь выставки, заслоняющий собой все окружающее – несомненно, Станислав Плутенко.

Глядя на его работы, хочется воскликнуть: салонный стиль бессмертен! Вечные стилизации под Рокотова, Тернера, Дали, Лактионова... Да чьи угодно стили можно проследить в гладких, мастерски исполненных, но при этом абсолютно бездуховных и бездушных работах.

Как известно, есть спрос – будет и предложение. Хотят «новые русские», чтобы портрет был написан «как в жизни» – пожалуйста! Хотят на портретах черный фон, как у Веласкеса – пожалуйста! Хотят дешевый сюрреализм – пожалуйста! Хотят потуги на юмор – пожалуйста! Главное – чтобы богато смотрелось и было гладко залакировано.

Короче, как в старину говаривали купцы – «Сделайте нам красиво»! Вот только знали бы сами «купеческие художники» свое место в искусстве, не претендовали бы на роль «гениев» – и все было бы совсем хорошо.

ЗСВ

 

Анекдот недели

 

НАЧАЛЬНИК. Ты кто?

ДИОГЕН. Диоген я. Может, слыхали?

НАЧАЛЬНИК. Не слыхали. А чего в бочке сидишь?

ДИОГЕН. Так Диоген же.

НАЧАЛЬНИК (сопровождающим лицам). Чтоб к завтрему ни одного бомжа в городе не было!

 

Афоризм недели

 

Талант делает то, что может, а гений – то, что должен

 

Художник и поэт

 

*          *          *

 

Натянут холст,

Готовы кисти.

От солнца плавится окно,

И бессловесный призрак мысли

Уже глядит сквозь полотно.

 

Растет проталина, как тайна

На белой наледи холста,

И проступают очертанья,

Меняя формы и цвета.

 

Наметан глаз.

Уверен опыт.

Но в наступившей тишине

Ты обернешься вдруг на шепот

Листвы в распахнутом окне.

 

И дрогнет кисть, и вспыхнет ветка,

И шепот кинется к лицу

Дыханьем вечности и века,

Уже спешащего к концу.

 

Максим Дубаев

 

Даты

 

На этой неделе под знаком ЛЬВА родились:

31 июля – Жан Дюбюффе (Франция, 1901-1985), известный грязными, набросанными на холст красками.

2 августа – Виктор Иванов (Россия, 1924), один из классиков “сурового стиля”. Поздравляем!

4 августа – Владимир Боровиковский (Россия, 1757-1825), замечательный портретист.

5 августа – Илья Репин (Россия, 1844-1930), автор множества хрестоматийных полотен.

 

Правозащита

 

Каждый, вероятно, хоть раз поднимался по лестнице между вестибюлем метро “Площадь Революции” и зданием бывшей Городской Думы, известным всем как Музей Ленина. Бетонный проход ведет от лестницы на Никольскую и к ГУМу. Справа от лестницы была раньше узкая темная щель треугольной формы, которая последние десятилетия использовалась как стихийный общественный туалет. Я видел однажды с лестницы, как укромную замусоренную полутьму, игнорируя вонь и горы испражнений, использовали квадратные сутенеры в дорогих кожанках, обыскивая девушек в роскошных шубах. Клоака была еще та!

Эта ситуация на самом видном месте у стены Музея Ленина ни власть, ни милицию ничуть не волновала. Изменить её смогли лишь новые экономические обстоятельства. Молодой и энергичный армянский предприниматель, стремившийся закрепиться в Москве, где втуне пропадают колоссальные возможности, справедливо решил, что пространство в центре рядом с мощным людским потоком ни в коем случае не должно пустовать. Многие сейчас грешат на выходцев с Кавказа. Данный пример весьма показателен.

Москвичи, россияне десятилетиями проходили мимо этой омерзительной щели (мы назвали ее позднее треугольником), не обращая внимания, разве что зажимая нос или отворачиваясь, когда кто–то, попав в безвыходное положение, «справлял нужду» у лестницы, на глазах у проходящих. И площадь-то треугольника мизерная – всего 67 кв. метров, и проблем невероятное количество – три канализационных колодца, над которыми строить не положено, байпас (изогнутая труба) теплоцентрали, кабели, подстанция Метрополитена, соседство с памятниками архитектуры… Поверить в то, что из этого навала проблем можно сделать что-либо путное, мог только неукротимый оптимист. Борис Петросян с нашей помощью справился, преодолев невозможное. Даже сейчас – по прошествии лет – пишу об этом с чувством изумления и искреннего восхищения. Напор молодой кавказской крови, её энергия смели все преграды.

Сегодня на месте вонючей клоаки – трехъярусный магазин, в залах которого чисто и даже красиво. Убежден: если бы с бетонной трубой надземного перехода с площади Революции к ГУМу не связало свою судьбу столь энергичное лицо “кавказской”, извините, национальности, – неблагополучие здесь длилось бы и по сей день.

Однако я далек от намерения писать панегирик. Тем более, что г-н Петросян , пригласивший меня принять участие в работе крохотного творческого коллектива, осуществлявшего его дерзкий замысел, так и не расплатился с нами адекватно тем трудностям, которые пришлось преодолеть. В тот период у него были вполне понятные профессионалам проблемы – было совестно требовать. А после ввода магазина в эксплуатацию настали другие обстоятельства, и об оплате работы он просто забыл. Вместе своротили неподъемное дело, есть чем гордиться – какой уж тут разговор о деньгах!

Все бы ничего, если бы новый хозяин магазина не затеял его реконструкцию. Авторов, естественно, как у нас это принято, в известность никто не поставил. Авторское право, как и все прочие права, в нашем Отечестве – материя мифическая. Тем более, что нам и в голову не приходило: надо, мол, защищать свое детище от возможных искажений. И вот – грянуло. Вместо темного зеркального стекла, которое давало проходящим по лестнице возможность отвлечься от усталости и суеты центра и заодно привести себя в порядок – прозрачные стекла, за которыми видны интерьеры магазина с итальянской обувью. Новые двери и переплеты, не предусмотренные проектом. Остекленный балкон. В проекте – по другому.

Но самое «замечательное» – золотая табличка с именем итальянского архитектора, который будто бы построил это сооружение! Каково! Мы мучились, преодолевая множество самых разнообразных препятствий, и на тебе!

Не удивляюсь, что об авторах не вспомнил хозяин магазина, хотя он с нами был в своё время знаком. Но итальянский коллега не мог не понимать, что вторгается в чужую работу, нарушая авторские права! Или, не уважая себя и друг друга, мы и других заразили таким отношением? Спустить это очевидное безобразие «на тормозах» я не считаю возможным. Сколько же можно терпеть беспредел хамства?

Алексей Клименко,

руководитель авторского коллектива по проектированию зоны перехода от пл. Революции к ГУМу

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ