НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 44 (75), 30 окт.–5 нояб. 2000 г.

 

Некролог

 

24 октября 2000 года ушла из жизни Руфина Абрамовна Глуховская – старейший сотрудник Центрального Дома художника, работавшая в ЦДХ с момента его основания.

Руфина Абрамовна была одним из самых опытных экспертов современного отечественного искусства, талантливейшим экспозиционером высочайшего класса. Все крупнейшие выставочные мероприятия (30-летие и 50-летие МОСХ, всесоюзные и всероссийские выставки) готовила Руфина Абрамовна Глуховская. Ни одна значительная выставка не проходила без ее участия.

Руфина Абрамовна всегда была в эпицентре художественной жизни Москвы. Ее отличали такие качества, как безупречный художественный вкус, острый критический глаз, принципиальная позиция в искусстве. Это снискало большое уважение и любовь художников, искусствоведов, критиков.

Руфина Абрамовна была выдающейся человеческой личностью. Ее всегда выделяли фундаментальные знания, внутренняя концентрация, эрудиция в современном искусстве, отсутствие фальши, обостренное чувство справедливости.

Уход такого Человека невосполним.

Председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников

 М.М.Фаткулин

Директор Центрального Дома художника

 М.И.Курчицер

 

Арт-критика

 

Иконы и Бурганов

 

В ГМИИ проходит выставка «Россия в пути», на которой тема дороги как метафоры человеческой жизни, духовного пути представлена «путными» иконами XII-XIX вв. Замечательная коллекция икон, писанных на досках, сделанных из меди (после пожара 1547 г.) и живописно украшен-ных цветной эмалью, изящные образки, складни, иконостасы демонстрируют историческое и художественное развитие искусства иконы на Руси.

Всё бы хорошо – качество икон, их разнообразие, интересные экспликации, если бы не вопрос об экспозиционном решении выставки. Организатор – Музей классического и современного искусства «Бурганов-центр». Скульптор Александр Бурганов известен москвичам по блестящей Турандот и чете Пушкиных со страшными взглядами на Арбате, а сейчас он решил представить «произведения традиционного искусства в нетрадиционной ситуации», то есть в форме инсталляции. Поясню: в зале образуется «дорога» икон, крепящихся на выставленных в ряд железных прутьях без пауз так, что пройти между ними и рассмотреть отдельную икону нет никакой возможности. Этикетки оказываются прямо на полу, и посетители неэстетично нагибаются, чтобы их рассмотреть.

Так что же всё-таки важнее: следовать веяниям моды и необоснованно использовать инсталляции, или же быть тактичными при организации выставочного пространства и задумываться о комфорте посетителя в нём? В любом случае жаль, что прекрасные экспонаты выставлены далеко не лучшим образом.

Анастасия Тарасова

 

Афоризм недели

 

Если мы делаем то,  что можем, – мы делаем то, что должны

 

Художник и поэт

 

ПРОЗРЕНИЕ

 

Бедой не убедить Россию,

Мечтою старой не увлечь,

Веков обряды износились,

Россию можно лишь беречь.

 

От богохульства и стяжанья,

От бреда пламенных идей,

От нищеты и прозябанья,

От веры в царственных вождей.

 

Л.Талев

 

Арт-информ

 

Уже в пятый раз в ЦДХ, на сей раз в зале № 2, выставляются работы детей-сирот из реабилитационного художественного центра «Дети Марии».

Дети, лишенные возможности полноценно жить и общаться со сверстниками, находят самовыражение средствами искусства, и смотрятся их работы потрясающе.

Если Вы можете чем-нибудь помочь реабилитационному центру «Дети Марии», то звоните «маме» этих детей, Марии Елисеевой, по тел. 236-72-67.

Выставка работает с 31.10 по 12.11.

 

Даты

 

На этой неделе под знаком Скорпиона родились художники:

4 ноября – Евгений Лансере (Россия, 1875-1946), прошедший путь от «Мира искусства» до росписей свода Казанского вокзала.

5 ноября – Владимир Брайнин (Россия, 1951) – художник-урбанист. Поздравляем!

 

От Профсоюза художников

 

Умерла Руфина Абрамовна Глуховская.

Есть люди, олицетворяющие собой связь эпох. Такой была, например, Анна Андреевна Ахматова, к которой еще в конце пятидесятых-начале шестидесятых могли прийти молодые поэты и прочитать свои стихи. Одним из таких молодых поэтов оказался Иосиф Бродский, и не будь Ахматовой – возможно, не было бы и будущего нобелевского лауреата.

Ахматова двувременной была.

О ней и плакать как-то не пристало.

Не верилось – когда она жила,

Не верилось – когда ее не стало.

Это написал в 1966 году еще один молодой поэт, Евгений Евтушенко.

Таким «двувременным» человеком была и Руфина Абрамовна. С начала пятидесятых годов до 24 октября 2000 года она занималась одним и тем же делом – организацией выставок. Художники приходили и уходили, рождались и умирали, а Руфина Абрамовна была всегда.

И вот ее нет. Нет человека, уволенного из выставкома МОСХа (а потом восстановленного) после достопамятной выставки 1962 года, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Да-да, той самой выставки, где Н.С.Хрущев орал на Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева и Владимира Шорца. То, что вместе со знаменитыми искусствоведами Дмитрием Сарабьяновым и Осипом Бескиным эту экспозицию создавала Руфина Глуховская, даже не верится.

Не верится, потому что и двадцать пять, и тридцать пять лет спустя она организовывала в ЦДХ экспозиции, проводила экспертный отбор работ и давала «путевку в жизнь» молодым художникам, среди которых был и автор этой статьи.

В последние годы Руфина Абрамовна много болела, но практически всю свою зарплату тратила на то, чтобы взять такси (на метро она уже ездить не могла) и добраться до ЦДХ. Она знала, что ее там ждут и она там нужна. Нужна сотрудникам, нужна художникам. Если не работал лифт, она поднималась по лестнице на третий этаж ЦДХ (а это эквивалентно «обычному» шестому этажу) и работала с экспозициями. Поднималась, несмотря на то, что уже почти не могла ходить.

Что ее поддерживало в последние годы? Видимо, прежде всего колоссальная сила характера. Человека, способного в советское время, несмотря на диктат соцреалистического официоза, давать объективные оценки, не сломаешь ни болезнью, ни «рыночными отношениями».

Вся жизнь Руфины Абрамовны была подвигом. И она будет жить не только в своих портретах, которые писали Макс Бирштейн и Иван Сорокин, и не в только в гениальной деревянной скульптуре Ирины Блюмель, находящейся сейчас в Русском Музее. Она будет жить в нашей памяти.

Сергей Заграевский

 

Арт-критика

 

В Музее Победы на Поклонной горе, на «галерке» – четвертом этаже – тихо и скромно проходит выставка. Нет у нее громкой рекламы, и даже название нигде не написано. А выставка на самом деле весьма и весьма стоящая – организаторы, проведя колоссальную работу, собрали картины нескольких десятков так называемых «самодеятельных» художников старшего поколения.

Пройдя на предыдущих этажах Музея Победы через официозные холлы и примитивные диорамы, на выставке попадаешь как будто в оазис. С теплотой, свойственной «наивному искусству», выполнены портреты фронтовиков, батальные сцены, пейзажи, натюрморты... Практически никто из этих художников в советское время не «удостоился» принятия в Союз художников СССР. Сейчас справедливость восстанавливается, и такие «самодеятельные» (а на самом деле оригинальные и профессиональные) мастера, как Стефания Базыленко, Элеонора Боброва, Татьяна Еленок, Екатерина Медведева, Юрий Поляков и многие другие, приняты в члены Профсоюза художников и отмечены высокими рейтинговыми категориями.

Обидно, но факт: немногочисленная «молодежь» шестидесятых годов рождения, представленная на выставке, блекнет рядом со «стариками». Хочется вспомнить лермонтовское «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя»...

И обидно, что на выставке нет ни биографий художников, ни буклетов, ни каталогов. За себя говорят только годы их рождений: 1913, 1917, 1921, 1937...

Абрам Цевский

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ