НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А. Клименко, В.Н. Ларионов, В.Л. Мейланд, Л.В. Тазьба. Выпускающий редактор: А.М. Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В. Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

№ 6 (89), 5–11 фев. 2001 г.

 

От редакции

 

В зале на Кузнецком мосту, 11, Московский союз художников (МСХ) проводит выставку «Москва & москвичи» («и» написано именно так, на американский манер). Мы уже знаем – если выставку проводит МСХ, жди сотен участников, жди тысяч работ, повешенных без какой-либо системы. Подобные мероприятия среди художников давно уже получили название «братских могил», и ничего нового бы в этом не было. Но…

Ведь выставка-то хороша! Нет, ни в коем случае не организацией – даже такая мелочь, как писание на табличках инициалов вместо имен, абсолютно «ослепляет» зрителя. Казалось бы, что стоит написать «Таир Салахов» вместо «Салахов Т.Т.», а вот нет же! Сколько АРТ-газета за это борется, и до сих пор напрасно…

Но хороши работы, прежде всего секции живописи. «Кондовый соцреализм» представлен всего одной-двумя работами – из сотен! А в огромном большинстве – сильные картины, написанные в абсолютно современном стиле – и абстрактные, и фигуративные, и экспрессионистические, и реалистические… Секция графики представлена слабее, но это упрек не художникам, а «выставкому».

По выставке можно увидеть, насколько за последние годы вырос так называемый «средний уровень» московской живописи. Конечно, к искусству понятие «среднего уровня» вряд ли применимо, но «московская школа живописи» вполне может служить образцом для российских регионов. Десятки, сотни художников европейского уровня – согласитесь, есть на что равняться!

Жаль, что на выставке никаких подобных акцентов не расставлено. Все поколения, все стили, все направления висят вперемешку. Опытный глаз может заметить, что «знаменитости» собраны вместе: Михаил Кончаловский и Михаил Иванов, Михаил Маторин и Иван Сорокин, Александр Ситников и Ольга Булгакова, Зураб Церетели и Таир Салахов… Но нет ни общей системности, ни тем более биографий художников. Про экскурсионное обслуживание даже смешно говорить. Каталога нет и не ожидается.

И, конечно, кошмарное состояние зала режет глаза. Истертый паркет – неужели у МСХ нет денег на бочонок лака? Не горит половина люминесцентных ламп – неужели у МСХ нет денег на новые? Подтеки сырости на стенах – неужели у МСХ нет денег на ведро водоэмульсионной краски? Список того, на что нет денег у МСХ, ежегодно получающего за сданные в аренду помещения сотни тысяч долларов, можно продолжать долго, но это уже вопросы не к организаторам выставки, а к захватившей власть в МСХ группировке Бубнова-Глухова-Казанского.

А выставка «Москва и москвичи» вполне заслуживает того, чтобы висеть в более опрятном месте и иметь хорошее информационное обеспечение.

Сергей Заграевский

 

Арт-критика

 

ТЕРНОВЫЙ КУСТ

 

Придя на выставку «Терновый куст» на Кузнецком мосту, 20, прежде всего задаешь вопрос – почему? Почему куст, почему терновый? Уж был бы «терновый венец» – и то понятнее, хотя и не менее претенциозно…

Осмотр выставки на этот вопрос не отвечает. Шесть абсолютно разноплановых, хотя и весьма неплохих, авторов никаких ассоциаций ни с кустами, ни с терном не вызывают. Ярко-пестрые реалис-тические картины Адольфа Демко в стиле Малой Грузинской конца восьмидесятых, гуашевые аппликации Сергея Миклашевича, полуабстрактные масло Валерия Гошко и графика Николая Комарова, работы Андрея Лопатина с легким уклоном в «сюр», «почвенный реализм» Николая Завьялова…

Как говорится, название для выставки – что шляпка для женщины в летах: оно должно быть в меру скромно, в меру броско, а главное – гармонировать с содержанием. Ни того, ни другого, ни третьего в названии «Терновый куст» не наблюдается, а жаль. Большинство участников – сильные и самостоятельные художники, и такое название безнадежно портит хорошую выставку.

Думаете, я драматизирую? Ничуть. Во-первых, зритель, входя в зал, изначально настраивается не на творчество художников, а на надуманный штамп. А во-вторых, обходя экспозицию, он во всех работах подсознательно ищет этот злосчастный куст и, не найдя его, уходит недовольным.

Насколько лучше бы звучало: «Выставка шести московских художников». Просто и понятно.

ЗСВ

 

Афоризм недели

 

Живущие в стеклянном доме не должны бросаться камнями

 

Художник и поэт

 

*          *          *

 

Бездарности господствуют на свете,

Затмили разум подкупами лжи,

Коварства ткут язвительные сети,

Ты мнением таких не дорожи.

 

Бездарности стоят порой у власти,

Тогда народ от ужасов вопит,

Беда с бедой творят одни напасти,

И нищета несчастная кричит.

 

Бездарности господствуют в искусстве,

И завистью пронзают тех людей,

Кто сочетает пламенные чувства,

И смелые новаторства идей.

 

Молчи, поэт, пророк могучей правды,

Молчи, кудесник совести людской,

Иначе будешь заново распятый,

Растерзанный неистовой толпой.

 

Татьяна Стрельченко

 

Арт-информ

 

В галерее «Печатники» (Батюнинская ул.,14) Общественный центр содействия реформам уголовного правосудия проводит выставку «Человек и тюрьма». Фотоматериалы, статистика, письма, рисунки, картины...

 

Анекдот недели

 

Нового русского на «Мерседесе» останавливает гаишник:

– Я должен Вас проверить на алкоголь.

– Клевая идея, командир! Ну, и где тут ближайший кабак?

 

Арт-критика

 

ПОМОЙКА

 

Гоголевский бульвар, 10 – знакомый для многих художников и искусствоведов ностальгический адрес. Увы, чтобы навсегда излечиться от ностальгии, достаточно посмотреть, что и кто там теперь выставляется.

Выставка «Окрошка-интернационал-2» или «вторая тарелка неформального салата свободных художников». Авторы экспозиции прежде всего явно свободны от вкуса и хоть какого-нибудь профессионализма. Это даже не китч. Здесь более уместно немецкое слово «квач», то есть «вздор», «чепуха», нечто невразумительное...

Из текста на плакате следует, что «группа художников, объединенных многолетней дружбой», желает показать в своем творчестве «необычное в повседневном». Далее перечисляется «диапазон их поисков от лирических акварельных пейзажей, станковой графики до философских притчевых полотен маслом и темперой». Но акварели Юлии Фомичевой столь жалки и беспомощны, что о «лирике» лучше бы не упоминать. Тут, скорее, уместен медицинский термин, что-то вроде «недержания кисти». «Философские притчевые полотна» Андрея Гамарского – это еще более сырая изокаша. Это даже не «сюр а ля рюс», а какая-то сырь бездарная с претенциозными названиями – «Ангел-Хранитель», «Посольство эльфов»...

После упомянутых двух авторов Борис Машинистов и Максим Парнах кажутся чуть ли не профессионалами. Последний из них даже преподает «в клубе чайной культуры». Почувствуйте всю тонкость и элитарность данной творческой личности, умеющей составлять пейзажные изображения с помощью брызжущих красок, а также вить кистью нечто иероглифическое и затейливое. Может, это и есть «необычное в повседневном»?

Б.Машинистов рисует тушью по бумаге, и это, безусловно, «окрошка-интернационал». Одни названия чего стоят: «Портрет лучника фараона», «Цезарь Борджиа», «Гертруда Стайн и Пабло Пикассо», «Шпенглер. Закат Европы», «Александра Федоровна на фоне Воздвиженского монастыря», «Мечты политрука»... И так далее, и тому подобная страшненькая смесь французского с нижегородским, запечатленная тонким перышком.

Что же это за могущественная «Международная Федерация», которая к тому же еще и «творческий союз художников России», захватившая в годы перестроечного хаоса прекрасный дом на Гоголевском бульваре? Когда-то в этих залах можно было увидеть картины М.Сарьяна, скульптуру С.Коненкова, графику Д.Митрохина. Впрочем, что говорить о классиках! Любой средний соцреалист несравним по уровню профессионализма с этим разгулом убожества, возглавляемого членом-корреспондентом Академии художеств России Эдуардом Дробицким. Хотя чему тут удивляться. Каков поп, таков и приход.

Серафим Полыхаев

 

Арт-информ

 

Молодежное объединение Профессионального союза художников объявляет набор новых членов!

Тебе от 14 до 28 лет? Ты студент художественного ВУЗа, училища, колледжа или школы? Ты самостоятельно обучился живописи, компьютерной графике или дизайну? Твоя творческая деятельность распространяется на живопись, графику, фотоискусство, дизайн, скульптуру, керамику, текстиль, вышивку, моделирование одежды, архитектуру, интерьер, веб-дизайн и компьютерное искусство, искусствоведение, культурологию, журналистику?

Если так, тогда ТЫ С НАМИ!

Мы призываем тебя пополнить ряды борцов за возрождение российской культуры и формирование цивилизованного арт-рынка! Плюс к этому, мы формируем уникальную базу данных по молодым художникам и дизайнерам. Это дает нашим членам беспрецедентную возможность, заполнив всего одну анкету:

1. Вступить в Молодежное объединение Профессионального союза художников.

2. Попасть в Рейтинг современных художников (категория 7 и выше).

3. Получить возможность принять участие в наших проектах, выставках и акциях, найти потен-циального заказчика на различные виды художест– венных или дизайнерских работ (в зависимости от профиля деятельности).

Тел. (095) 237-1059, адрес: ул. Акад. Петровского, д. 5, студия 1. Интернет: http://you.artunion.ru.

Председатель Молодежного объединения

Андрей Максимов

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ