НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

АРТ-ГАЗЕТА

 

Арт-газета, печатный орган Профессионального союза художников, выходила еженедельно с 1999 по 2001 г.

Свидетельство о регистрации СМИ № А-1605. Главный редактор и учредитель – С.В. Заграевский. Редакционная коллегия: А.А.Клименко, В.Н.Ларионов, В.Л.Мейланд, Л.В.Тазьба. Выпускающий редактор: А.М.Благосклонов (Максимов). Отв. секретарь: О.В.Озолина (Андреева). Тираж составлял в среднем 15 000 экз.

АРТ-газета распространялась бесплатно (рассылка по факсу, раздача в бумажном виде по московским художественным галереям).

 

 

Избранные стихотворения рубрики «сатира»

 

№ 2, 7–13 июня 1999 г.

  

Спешим информировать Вас о радостном событии: с нашей газетой согласился сотрудничать известный русский поэт В. Доброфобов. Пусть Вас не шокирует его плохой характер – приходится же оправдывать свою фамилию.

Публикуем его отклик на закончившуюся «пушкинскую» неделю.

 

ЮБИЛЕЙНОЕ

 

Бедный Пушкин. Все рисуют,

Лепят, красят – он, жена...

Подноготную тасуют,

Рассуждая явно всуе

Там, где лучше б тишина.

 

Разудалые маэстры,

Патриоты – «фраера»,

Жил бы он – нашел вам место

Там, где черная дыра.

 

И, спустив в клозете воду

С пушкинистики дерьмом,

Защитил свою свободу

От дантесовой породы

Суетящихся при нем.

 

В. Доброфобов

 

№ 4, 21–27 июня 1999 г.

  

*          *          *

 

Тяжеловесная держава

Соорудила новый Храм -

Цельнобетонный, златоглавый,

Повсюду он – здесь, и там.

 

Торчит кувалдою величья,

Прет вездеходом в новый век.

Но вместо Бога – безразличье,

И угасает Человек.

 

Молчат московские домишки,

Течет Москва-река, как встарь,

Студент бежит в худом пальтишке.

Аптека, улица, фонарь...

 

И только Храм сияет грозно,

Предупреждая на века,

Что китч быть может грандиозным,

Как и правленье дурака.

 

В. Доброфобов

 

№ 6, 5–11 июля 1999 г.

 

За последнюю неделю мы получили всего два отказа от факс-рассылки нашей газеты, но каких!

Одна фирма попросила нас не присылать им газету, потому что... «Все сотрудники читают, никто не работает».

А одному банку не понравились «хамские стишки» В. Доброфобова. Поэт, конечно, очень обиделся, но зато вдохновился на ответ. Редакция, правда, его упросила не называть этот банк, хотя как хорошо он рифмовался... Но мы же обещали не называть «отказников», так что пусть будет банк Икс.

 

Одному банку,

который еще не успел меня ограбить

 

Стихи я «хамские» строчу.

Жара, и в жизни счастья нету.

Куда ж податься мне, поэту?

Куда ж нам плыть? – спросить хочу.

 

Кому куда, а мне – в банк Икс,

Где я храню дубовый рубль...

О, банк! Не нанеси мне убыль!

Услышь искусства слабый писк!..

 

В. Доброфобов

 

Жаль, что банк-герой вряд ли это прочитает – мы немедленно выполнили его просьбу и исключили его из факс-рассылки.

 

 

№ 7, 12–18 июля 1999 г.

 

Известный русский поэт В. Доброфобов тоже не смог пройти мимо проблем Союза художников России и его председателя В.М.Сидорова. Правда, подход В. Доброфобова абсолютно деструктивен, и ни редакция, ни Профсоюз художников его не поддерживают. Но, как известно, «песню не задушишь, не убьешь». Особенно эту:

 

Избранному на третий срок

председателю СХ России В. Сидорову

и его пастве

 

Жара стоит, трещат морозы -

Пасутся сидоровы козы.

Им даже Сергиев Посад

Не спас от приключений зад.

 

В. Доброфобов

 

Примечание редакции: последний съезд СХ России состоялся не в Москве, а в мегаполисе Сергиев Посад. Художественной общественности, видимо, там больше...

 

 

№ 8, 19–25 июля 1999 г.

 

Вильяму Мейланду

 

Рекламы Мейланду не надо,

Ему на всех хватает яда,

А если хвалит он, то яд

Течет, как горький шоколад.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 9, 26 июля–9 августа 1999 г.

 

Поселок художников «Сокол»

 

Сижу одиноко в домишке сыром.

Селение «Сокол» – зеленый дурдом.

 

Здесь жили титаны эпохи застоя

И сталинской выделки племя крутое.

 

Герасимов А. прятал в зелени зад,

Космический Файдыш возделывал сад.

 

Наследников поросль, тиха и мелка,

Внимает всё больше дымку шашлыка.

 

Качки-новорусы тусуются в дебрях,

Городят хоромы, заборы как зебры.

 

Рычат мерседесы, паркуются джипы,

И робко лепечут печальные липы.

 

Бараки, барокко, судеб перелом...

Селение «Сокол» – зеленый дурдом.

 

            В. Доброфобов

 

 

№ 10, 2–8 авг. 1999 г.

 

ДОМОСТРОЙ

 

Сумма стен, дверей, портьер –

Это голый интерьер.

Даже шкаф, столы и стулья –

Это все комфорт для улья.

 

Лишь наличие картин,

Графики, скульптуры

Превращает дом-интим

В дивный храм культуры.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 11, 9–15 авг. 1999 г.

  

ЖУРНАЛУ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ»

 

От советов «Худсовета»

Вся провинция гудит.

Красок смесь, а цвета нету.

Вместо вкуса – кондуит

Западного этикета

Получает индивид.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 12, 16-22 авг. 1999 г.

 

АРБАТ

 

Всюду жизнь! Арбат ликует -

Китч, матрешки и т.д.

Турандот сидит, бликует,

Возвышаясь над биде.

 

Обуян духовной жаждой,

Турнарод стоптал Арбат.

Скульптор Б. здесь славен дважды -

Пушкин с женкою стоят.

 

Юбилейной бронзой блещут

Натали и Турандот.

Вдохновлен красою женщин,

Млеет, двигаясь, народ.

 

И не спрятаться поэту

От глазастой суеты,

От скульптурного балета

И конфетной красоты.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 14, 30 авг.—5 сент. 1999 г.

  

С 1 по 5 сентября в ЦДХ на Крымском валу проводится «меховой салон». Нижеприведенные стихи просим не считать за рекламу:

 

*          *          *

 

Покупайте в ЦДХ

Не картины, а меха.

 

На скульптуры не смотри,

Купи шубу, лучше три.

 

Что картины на стене?

Покупай пальто жене!

 

Кровных баксов не жалей

На манто из соболей.

 

ЗСВ

 

 

№ 15, 6–12 сент. 1999 г.

 

Известный мастер эпатажа Марат Гельман «прославился» еще и тем, что объявил: поскольку художников слишком много, он лично будет подбирать тех, кто имеет шанс остаться в вечности.

 

галеристу-большевику м. гельману

 

Марат о будущем хлопочет

И подбирает худотряд,

Чтоб разобраться ближе к ночи,

Кого в расход, кому отсрочить,

Кого устроить в райский сад.

 

А в светлых снах Марату снится

Концептуальная столица.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 17, 20-26 сент. 1999 г.

 

От редакции: член редколлегии АРТ-газеты Вильям Мейланд написал это стихотворение в 1981 (!) году. Кто скажет, что оно не злободневно в 1999 г., пусть бросит в редакцию свой самый большой камень.

Кое-что, впрочем, за восемнадцать лет устарело – герой стихотворения и Социалистического Труда, академик Дмитрий Налбандян, скончался в 1993 г. на 87-м году жизни. Именно он, когда его спросили, в каком жанре он пишет, ответил: «В жанре вождя».

Нынешнее преуспевание остальных героев и расползание по Москве их персональных музеев известно всем. А если кто-то слышал только про галерею А.М.Шилова на Знаменке, то сообщаем, что ДК «Строитель» на Волхонке, прямо напротив Пушкинского музея, все-таки отдают И.С.Глазунову под персональный музей. Даже Налбандян такого не удостоился…

 

Трем наилучшим художникам СССР

 

Спросил Налбандян Глазунова: «Илья,

Кто лучше работает – ты или я?»

Господь, их услышав, сказал нежно: «Братцы,

Зачем вам, великим, друг с другом тягаться?

Пусть критики МОСХа зайдутся от крика…

Велик только тот, кто рисует великих».

 

Привнес Налбандян в жанр портрета свой лепет.

Привнес и Илья, повергающий в трепет.

Альенде и Урхо, Индира и Брежнев…

Возможно ль писать их нежней и манежней?

Дерзайте, друзья, модернизмы гвоздя!

Да здравствует живопись в жанре вождя!

 

Господь примирил их, но вынырнул третий,

Кого он по старости лет не заметил, –

Румяный, космически вежливый Саша.

Пастельный в руке навострен карандашик.

Учителя он переплюнул в салоне –

Портреты его во сто крат лактионней.

 

Вот локоны нежные, вот пеньюар,

Портреты артистов и скромных совбар,

Герои из космоса, ихние детки,

Дипкорпус и даже российские предки:

Старушки умильные и старики –

Младому Рембрандту все лики с руки.

 

Увидел Господь его девочек милых

И в список великих вписал тотчас: «Шилов».

 

Пора на троих им отдать Третьяковку,

А то перед массами как-то неловко.

Толпятся, пуская слезу и слюну

В виду этих див, покоривших страну.

Да что там страну – континенты рыдают,

Когда их Илья Глазунов посещает.

 

Езжайте в ЮНЕСКО – зайдетесь от смеха:

Панно Глазунова как новая веха

В российском искусстве. Сверхфотомонтаж

Приводит парижскую публику в раж.

Культура России вовек не забудет

Илью, что сумел ее вывести в люди.

И как справедливо, что там, средь великих,

Мелькают его, глазуновские, лики!..

 

А следом и Шилов собрался в загранку…

 

Один Налбандян пишет Кремль спозаранку.

Действительный член и Герой Соцтруда

По опыту знает: Париж – ерунда.

Верней на Кропоткинской признанным быть

И в Кремль, как к себе в мастерскую, ходить.

Он знает всей плотью своею восточной,

Что власть, лесть и кисть – сплав весьма жаропрочный,

Что он, как послушник сладчайшего изма,

Прославит страну в меру сил организма.

 

Так пусть же растет слава всех налбандянов,

В трудах истощающих свой организм!..

Ура и осанна! Ура и осанна!

Всем, кто проповедует налбандитизм!!!

 

Вильям Мейланд, 1981 г.

 

Для справки: Александр Лактионов (1910–72) – автор знаменитой картины «Письмо с фронта», в свое время широко известный как салонный портретист. Выпавшее из его рук знамя нашлось кому подобрать.

На Кропоткинской (Пречистенке) находится Российская Академия Художеств, чей нынешний президент, к сожалению, в 1981 году еще не успел заполнить Москву монументами, а то, наверное, тоже попал бы в стихотворение.

 

 

№ 18, 27 сент. –3 окт. 1999 г.

 

2 сентября в Москве с большой помпой открылась школа акваживописи Сергея Андрияки.

 

*          *          *

 

Что за жизнь у нас, однако!

Школ художественных – ноль.

Слава Богу, Андрияка

Нынче лечит эту боль...

 

Акварель его – как фото,

Только краски и вода,

Натуральное болото,

Акварельная нуда.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 19, 4–10 окт. 1999 г.

  

*          *          *

 

Грущу по осени – искусство

Все лето было как во сне.

Художники копили чувства

От дел столичных в стороне.

 

Но вновь открыт сезон – Сезам

Волшебных красок снова блещет...

От пестроты болят глаза,

Обилье кажется зловещим.

 

Вещает гений. Дилетант,

Потея, тычет кистью в краски.

О, Боже! Дай и мне талант

Понять хоть что-то в этой пляске.

 

В.Доброфобов

 

№ 20, 11-17 окт. 1999 г.

 

Своё очередное произведение известный русский поэт В.Доброфобов посвятил художнику Ивану Лубенникову.

 

*          *          *

 

Тоска гнетёт – искусство вянет,

Как листья осенью глухой.

Но пишет ню роскошных Ваня

И бредит русскою ухой.

 

Рыбак-художник кистью щедрой

Пробился к славе и деньгам.

Прекрасный клёв у нас на ретро

И эротический бальзам.

 

О том, что русские матроны

По форме тела – «гранд шарман»,

Поведал, заглушая стоны,

Патриотический Иван.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 22, 25–31 окт. 1999 г.

 

ОСЕННИЙ ПЕССИМИЗМ

 

Художников много, а площади нет,

Чтоб смог развернуться российский эстет.

 

Аренда кусается. Спонсор нейдет.

На что же художник сегодня живет?

 

Каков его рейтинг и цены в рублях –

Никто не подскажет.  Всех мучает страх.

 

Налоги да рэкет – отечества бич.

Поэтому правят не музы, а китч.

 

Поэтому всюду арт-рынок убог.

Пьет горькую с горя российский Ван-Гог.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 23, 1–7 ноября 1999 г.

 

*          *          *

 

Патриотизма тяжкий дух

Витает над столицей.

Не снег, не тополиный пух,

Он искажает лица.

 

Вещает нам про Третий Рим,

Про русский путь особый.

Да, скифы мы! На том стоим

С рожденья и до гроба.

 

Мы с детства любим Мавзолей,

Бассейный Храм воздвигли.

Кто всех румяней и белей?

Кто в небо тычет иглы?

 

Архитектурная братва –

Сплошь патриоты стиля.

Торчком торчит моя Москва –

Квасное изобилье.

 

И под Москвой – ура-пейзаж,

Укрепрайонов стройка,

Аркады, башни, китч и блажь,

И вечная помойка.

 

Да, скифы мы! На том стоим,

Без нищеты нет барства,

Поскольку наш патриотизм -

Основа государства.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 24, 8–14 ноября 1999 г.

 

Кумирам

 

Публика дебилово

Полюбила Шилова,

 

Хотя Саша, право слово,

Хуже даже Глазунова.

 

Знать, народ совсем ослаб –

Всех допек титан Зураб,

 

И теперь, куда ни глянь,

Всюду бронзовая дрянь.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 25, 15–21 нояб. 1999 г.

 

«Русской галерее» на Воздвиженке,5,

            разместившейся в музее архитектуры им. Щусева

 

В галерее «Русской» квас

Наливают прямо в глаз,

А не хочешь квасу – китч

Созерцай, лупясь как сыч.

 

Славный храм архитектуры

Полон черт-те знает чем,

От реальнейшей халтуры

До абстрактных теорем.

 

В.Доброфобов

 

Примечание редакции: в очередном злобном выпаде известного русского поэта имеется фраза, способная вызвать нежелательные последствия, а именно наплыв в «Русскую галерею» больших масс публики в жаркую погоду. На самом деле поэт имел в виду всего лишь квасной патриотизм. Хотя, может быть, галеристы ухватятся за неплохую идею и начнут наливать?..

 

 

№ 26, 22–28 нояб. 1999 г.

  

Под огонь доброфобовской (имя уже почти нарицательное, поэтому и с маленькой буквы) сатиры попал Александр Якут. Впрочем, сам виноват – никто его не просил выставлять в одноименной галерее «веселые» вещи типа реанимобиля Брежнева, гробов и фотографий кладбищ...

 

*          *          *

 

Эстет Якут смертельно худ

И бледен, но не беден.

А некрофилия есть блуд,

Который вреден.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 27, 29 нояб.–5 дек. 1999 г.

 

            «Художественному журналу»

 

Журнал изыскан – мочи нету!

Что ни статья – смотри в словарь.

Концептуальным винегретом

Наполнен серенький букварь.

 

Редактор Виктор Мизиано,

Куратор-интеллектуал,

Пространно, то есть иностранно

Ведет таинственный журнал.

 

И пусть от скуки дохнут мухи,

Вперед идет наш арт-отряд.

«ХЖ» – прибежище науки,

Российских снобов зоосад.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 28, 6–12 дек. 1999 г.

  

От редакции: мимо разработанного Профсоюзом рейтинга художников не смог пройти даже известный русский поэт В.Доброфобов. Более того – любезно разрешил в дальнейшем использовать свой стих как рекламный слоган. Профсоюз художников поэту очень благодарен.

 

            *          *          *

 

Жизнь художника сурова,

Галерист пошел «крутой»...

Рейтинг – верная основа

Для торговли красотой!

 

В.Доброфобов

 

 

№ 29, 13–19 дек. 1999 г.

 

От редакции: известный русский поэт В.Доброфобов принес нам это стихотворение 20 октября, то есть за пятьдесят (!) дней до открытия «Арт-Манежа– 99». Мы, откровенно говоря, засомневались, что В.Доброфобову вслед за М.Лермонтовым «Вечный Судия дал всеведенье пророка», и положили рукопись под сукно, но теперь пришлось уверовать и немедленно печатать.

Единственное, в чем поэт-пророк слегка ошибся: безобразия оказались не на три этажа Манежа, а процентов этак на шестьдесят первого. Все остальные площади просто пустовали...

 

«Евразийский проект»

на «Арт-Манеже-99»

 

Живем мы все в Евразии.

Провинция свежа.

В Манеже безобразия

На все три этажа.

 

Тоскливо зритель тычется

В изысканный объект.

Искусство, Арт-величество,

Зачем так много сект?

 

Зачем так много избранных,

Элитных галерей?

Навозом, а не «измами»,

Несет с родных полей.

 

Искусство евразийское

Сидит в себе самом,

А мы г...о российское

Хотим понять умом.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 30, 20–26 дек. 1999 г.

 

От редакции: 15 декабря в Москве, на Петровке, 25, с обычной для З.К.Церетели помпой открылся его «Музей современного искусства». Известный русский поэт В.Доброфобов, как всегда, отреагировал быстро.

 

*          *          *

 

Музей, о котором твердили,

Основан могучим Зурабом.

У входа металл в изобильи –

Медь вздулась крутым баобабом.

 

А в залах поистине диво –

Восточный базар, да и только.

Какая инициатива

Нужна для музейной помойки!

 

Дали, Пикассо вместе с мылом

Советского стиля суровым...

Пестро и по-девичьи мило.

Эклектика – жизни основа.

 

И Никас Софронов – до кучи,

И Митя Тугаринов – вкупе...

Что нам Гугенхаймы? Мы круче.

Даешь, Зураб-джан, черта в ступе!

 

В.Доброфобов

 

 

№ 31, 27 дек. 1999–2 янв. 2000 г.

  

От редакции: это стихотворение было написано Вильямом Мейландом в 1983 году. Единственное, что с тех пор изменилось – журнал «Огонек», а тогда он был руссофильско-реакционным даже по советским меркам, и герой этого стихотворения в нем постоянно публиковался. А все остальное у героя по-старому: и Манеж, и дикие речи...

 

И.С. Глазунову

 

И огнь, и татары, и Питер, и Блок,

Все скопом – и БАМ тут, и Чили...

Скажите же, в чем этот мастер глубок,

Чтоб люди его не забыли?

 

В портретном искусстве, в писаньи актрис,

Глав дипломатических миссий,

В панно для ЮНЕСКО свистит его кисть,

Не зная препон и комиссий.

 

Илья-свет-Сергеич! Спаситель ты наш!

Рыдай в восхищеньи, Россия!

Как дорог любой твой заморский вояж.

Воистину, ты наш Мессия!

 

Мы в западной скверне погрязли б давно,

Погибли в сетях модернизма,

Когда б не явился Илья Глазунов,

Исполненный патриотизма.

 

Его знают в Лавре, его знают в Лувре,

И в Дувре, и в Гавре, святые и курвы.

Пусть критики спорят – престиж твой высок.

Свети, неподкупный журнал «Огонек»!

 

Вильям Мейланд, 1983 г.

 

 

№ 1 (32), 3–9 янв. 2000 г.

 

Под Новый Год прошла очередная инаугурация Ю.М.Лужкова. Известный русский поэт В.Доброфобов не мог не влить свой голос в общую волну верноподданнического восторга.

 

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

 

Мы мэру очень благодарны.

Он просто Медичи для нас.

Куда ни глянешь – элитарным

Искусством переполнен глаз.

 

Москва музеями покрылась -

Зураб Великий, Глазунов,

На Знаменке сладчайший Шилов...

От счастья не хватает слов.

 

Подагрой скрючен «Достоевский»,

В соплях «Есенин» на Тверском,

На фоне склизских стен отвесных

Развесистый «Багратион»,

 

«Петр», Зоопарк и дважды «Пушкин»,

Бассейный храм, бетон, стекло...

Бог мой! Спасите наши души!

За что нам всем так повезло?

 

В.Доброфобов

 

 

№ 2 (33), 10–16 янв. 2000 г.

 

Как хорошо, что у нас в стране нет цензуры, а в АРТ-газете – и подавно! Иначе бы ни за что не прошло в печать стихотворение известного русского поэта В.Доброфобова, где он посмеивается над серьезнейшим начинанием– рейтингом Профсоюза художников.

 

*          *          *

 

Рейтингуют букет, рейтингуют закат,

Чтобы выдать художнику сертификат.

А без сертификата российский народ

Не оценит букет и закат не поймет.

Рейтингуют, что в рамах висит и в стекле,

Или просто стоит, как кувшин, на столе.

Все от этого рейтинга словно в бреду -

Группа «А», группа «Б», каждый мэтр на виду.

Покупайте букет! Обрамляйте закат!

Да поможет арт-бизнесу сертификат!

 

В.Доброфобов

 

 

№ 3 (34), 17–24 янв. 2000 г.

 

Журналу «Художественный совет»...

 

«Худсовет» – решительный

Орган прогрессистов,

И тираж внушительный,

И выходит быстро.

 

Ширь-раздолье русское,

Клюква нашей жизни,

Кисти заскорузлые

И крутой арт-бизнес –

 

Все журналу ведомо.

От Москвы до Фриско

Даже очень бедные

Рвутся за подпиской!

 

...И лично его главному редактору

Владимиру Ларионову

 

Я б хотел статьи свои

Видеть без урона,

Ты меня не погуби,

Тихий Ларионов!

 

Не руби, Володя, сук.

Текст мой – как реклама,

Критик я, а не худрук, –

Вот в чем жизни драма!

 

Не хочу я кайф ломать,

Текст убог без яда,

Не курочь, едрена мать,

Благости не надо!

 

В.Доброфобов

 

 

№ 4 (35), 25–31 янв. 2000 г.

 

Известный русский поэт В.Доброфобов настолько проникся проблемами Московского союза художников, что принес в редакцию сразу два стихотворения, посвященных президенту МСХ Василию Бубнову и его заму, Виктору Глухову. Последний, кстати, действительно пишет в оранжеватой цветовой гамме.

Интересно, какое из стихотворений больше понравится нашим читателям?

 

*          *          *

 

1.

 

Тысячелетия грядут,

Столетия мелькают,

А в МСХ все «very good» –

На лаврах почивают.

 

Все, чем когда-то был Союз,

Теперь – миниатюра.

И только Бубнов крутит ус,

Как будто он – фигура.

 

Там, где когда-то шла страда

За воцаренье Духа,

Теперь оранжево – безда-

Рно пишет некто Глухов.

 

Спасти не может красота

Того, в ком нету духа.

Потеет Глухов у холста,

А на холсте все глухо.

 

2.

 

Бубнов и Глухов – титан и титан.

Творчество их – бело-рыжий фонтан.

 

Солнце сияет, плывут облака...

Бубнов и Глухов творят на века.

 

Жаль, что ИЗО не из главных искусств,

И невелик наш Московский союз.

 

Но среди членов его эти два

Так велики, что излишни слова.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 5 (36), 31 янв.–6 фев. 2000 г.

 

Мэру, Мэтру и «Петру»

 

Кто торчит,

Как тать в ночи?

 

Чья глава, рука и снасти

Надоели всем до страсти?

 

Кто в культуре больше сер –

Мэтр «великий» или мэр?

 

Может, грезится с похмелья

Пир чумного церетелья?

 

Знать, Москве спасенья нету

От всесильного дуэта...

 

В.Доброфобов

 

 

№ 6 (37), 7–13 фев. 2000 г.

  

ДИПТИХ ПРО ЦДХ

 

1.

 

«Липтон-чай» над ЦДХ –

Это, видно, на века.

 

2.

 

В ЦДХ валюсь без чувств

От обилия искусств.

Только жаль, их качество

Часто скрыто начисто.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 7 (38), 14–20 фев. 2000 г.

 

Философическое

 

Итак, прошли рубеж веков.

Теперь мы в зарубежье.

Разнообразье дураков

В избытке, как и прежде.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 10 (41), 6–12 марта 2000 г.

 

*          *          *

 

Соцреализм протух давно,

Соц-арт – сравнительно недавно.

Искусство наше – не г...о,

Но портится изрядно.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 11 (42), 13–19 марта 2000 г.

 

*          *          *

 

Художник – он не то, что критик.

Он даже мухи не обидит.

Творец томим духовной жаждой,

Его обидеть может каждый.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 12 (43), 12–20 марта 2000 г.

 

На выставке Энтони сво “Без стены”

(Манеж, февраль 2000 г.)

 

Нам шлют талантливые Сво

Лучи-приветы из Европы.

У них – такое статус-кво,

А мы – почти питекантропы?

 

Свалили стену. Десять лет

Прошло с распада перестройки.

В Америке, в Европе – свет,

А мы – копаемся в помойке?

 

Ну что сказать, любезный Сво:

Лучи Европы – так печальны!

Кладет на души Ивлин Во

Лак теплохладный, погребальный.

 

Нам нелегко сегодня, Сво.

Но мы смеемся. Мы такие.

На старте – Новая Россия!

Еще посмотрим, кто кого!

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 13 (44), 27 марта–2 апр. 2000 г.

 

*          *          *

 

Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь салону, любой галерее,

Что на час нас займет красотой.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 14 (45), 3–9 апр. 2000 г.

 

ХВАТИТ!

 

Стих весенний сочиняя,

Предвкушая лучезарность

Дней погожих, радость мая,

Я решил элементарно –

 

Не ходить весною в залы,

Где цветут искусства кущи.

Сердце, зрение устало.

Ведь непрочен я, живущий.

 

От художества исходит

Сокрушительная сила.

Я ж хочу пожить в народе

Наподобие дебила.

 

Сон да пища, воздух, птички,

Сериалы и футбол…

Хватит мозг искусством пичкать!

Мне приятней алкоголь.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 15 (46), 10–16 апр. 2000 г.

  

*          *          *

 

Ах, Россия! Ты – прекрасная сказка,

А порою – непонятная басня.

Все с реформами в тебе неувязка –

Хоть ты Никона возьми, хоть Чубайса.

 

А народ наш – он реформ-то не просит,

Он и так себе живет-поживает,

Он, народ, и без реформ – богоносец,

Только спьяну свою ношу роняет…

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 16 (47), 17–23 апр. 2000 г.

 

Арт-салонам

 

1.

 

На Руси салонный бум –

Чувства блекнут, страждет ум.

Все объемлет кутерьма

С тонким запахом дерьма.

 

2.

 

Салон – развратная стихия.

Торгуют мальчики лихие,

И девы томно строят глазки

Клиентам, будто жаждут ласки.

 

3.

 

Ни вкуса, ни чувства – базарный галдеж

И множество алчных до “зелени” рож.

У храма искусства возник новый статус:

Торгуй чем попало, бакс – высшая святость.

 

В. Доброфобов

 

№ 17 (48), 24–30 апр. 2000 г.

  

            Московские страдания

 

Чем дальше смотришь вглубь веков,

Любя архитектуру,

Тем очевидней: мэр Лужков –

Великая фигура.

 

Как много башенок, аркад,

Разнообразных шпилей

Заполучил наш стольный град,

Который мы любили.

 

Любви взамен – лишь нервный вздерг

От строек и ваяний.

Град превратился в пышный торт.

Вкушайте, россияне!

 

Уконтропупил нас Зураб,

А скоро всем на горе

Шемякин явит как прораб

Толпу фантасмагорий.

 

Вот и подумал я, а чтоб

Лет, этак, на пять-десять

Унять ваятельный потоп,

Все обсудить и взвесить.

 

Не городить на площадях

Столицы нашей монстров,

Пожить, любимый град щадя,

Достойно, тихо, просто.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 18 (49), 1–7 мая 2000 г.

 

Большим художникам,

вляпавшимся во всяческие арт-салоны

 

Бурлит салона сладость,

Коммерции убогость,

Но вопреки – о, радость! –

Присутствует вангогость.

 

Когда большой художник

Торчит шишом в навозе,

Его причислить можно

К ударнику в колхозе.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 19 (50), 8–14 мая 2000 г.

 

*          *          *

 

Птица-ворона кричит за окном.

Птицу, увы, понимаю с трудом.

Мелкая птица летит – воробей,

Кружится стая седых голубей.

Я же стою за мольбертом, “пиша”.

Хоть и не птица, но рвется душа –

Хочется выставок, “зелени”, славы,

А не похмельной житухи корявой…

 

В.Доброфобов

 

 

№ 20 (51), 15–21 мая 2000 г.

 

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГАЛЕРИСТУ

ГОСПОДИНУ ГЕЛЬМАНУ

 

Прогрессивный галерист

Слышит новой власти свист.

Кремль, “Единство”, СПС –

Для иных дремучий лес,

А наш шустрый прогрессист

Чутко внемлет. Он артист

И важнейшим из искусств

Почитает тонкость чувств.

Власть есть сласть, и высший дар –

Чуять носом гонорар.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 21 (52), 22–28 мая 2000 г.

  

Сергею Заграевскому,

главному редактору АРТ-газеты

 

Мы стали опытней и старше,

Сбылась заветная мечта:

Арт-батальон уже на марше,

Арт-подготовка начата.

 

Взлетают рейтинги лихие,

Труба творцов на бой зовет:

За красоту, за мастерские,

За галереи, за народ!

 

Я с гордостью смотрю на это –

Держитесь, Запад и Восток!

Уже выходит “АРТ-газета” –

Отличный “боевой листок”!

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 22 (53), 29 мая–4 июня 2000 г.

 

О рейтинге художников

 

Рейтингуя всех и вся,

Критик просто извелся.

В пот кидает от хлопот –

Этот первый или тот?

А прохожим невдомек,

Кто высок, а кто убог.

 

Как же нам привлечь народ,

Чтоб пейзаж и натюрморт

Продавались нарасхват?..

– Рейтингуйте всех подряд!

 

В.Доброфобов

 

 

№ 23 (54), 5–11 июня 2000 г.

  

Признание придворного монументалиста

 

От полноты и силы чувств

Дерзаю в множестве искусств.

Наверно, монументалист

Во мне возрос как банный лист,

И я, светясь от счастья,

Прилипну к новой власти.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 24 (55), 12–18 июня 2000 г.

 

*          *          *

 

“Галерей дефицит. Рынка нет”, -

Причитает печальный эстет.

Два манежа и куб ЦДХ

Раздувают искусства меха,

И кипят “Арт-Москва”, “Арт-Салон”,

“Арт-Манеж” и столичный бомонд.

Рынка нет. Галерей дефицит,

Но наш зритель искусствами сыт.

Нет лишь ясности – рейтинга ждем,

Чтоб понять, кто есть кто и почем.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 25 (56), 19–25 июня 2000 г.

  

На выставке работ студентов РАЖВиЗ на Мясницкой

 

Серый воздух. Царство снов.

На стенах среди холстов –

Целых тридцать три Геракла

И шестнадцать черепов!

 

Молодые мастера!

Вам подумать бы пора:

Неужели у России

Все прекрасное – вчера?

 

Академик Глазунов,

Вы – в ответе за сынов!

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 26 (57), 26 июня–2 июля 2000 г.

 

Юрию Злотникову

 

Поверьте, Злотников не зол

И золотом не озабочен.

Порой бывает он неточен,

Порывист, едок и всклокочен,

И слишком много знает школ.

 

Порой он выкипает в слове,

Но все ж он добр в своей основе

И по-библейски наг и гол.

 

Вильям Мейланд, 1983 г.

 

 

№ 27 (58), 3–10 июля 2000 г.

 

С.И. Чернышевой,

хозяйке галереи “ZOO”

 

Ах, как весело и грустно

В нашем мире странненьком!

Настоящее искусство –

Рядом с обезьянником…

 

Ланселот Заозерный

 

От редакции: художественная галерея “ZOO” находится не то что рядом, а в обезьяннике Московского Зоопарка.

 

 

№ 28 (59), 10-16 июля 2000 г.

 

От редакции: это стихотворение, приписываемое известному кинорежиссеру Александру Митте, было нам любезно предоставлено директором галереи “Зеро” Наумом Олевым. Приносим извинения за купюры и правки – они были вызваны необходимостью соблюдения определенных норм приличий.

Нам этот стих показался не только смешным, но и печальным. А Вам?

 

ГИМН ГАЛЕРИСТУ

 

Опасен бизнес галериста!

 

Нашел голодного артиста,

Который в сумрачном хлеву

Лежит и грезит наяву.

 

Он жалок, потен, гол и нищ.

На теле сыпь,

На теле прыщ.

Его обходят, сторонясь.

Он опрокинут носом в грязь.

 

Но галерист пронзает взором

Урода в жалкой нищете.

Он чует тайну за забором,

Предвидит Бога в наготе.

 

Он полутруп на ноги ставит

И, тошноту преодолев,

Всех блох стряхнет,

Клопов раздавит,

Отмоет вонь, расчистит хлев.

 

Ему несчастный мнится сыном,

И он любовь ему отдаст,

Похмелит ацидофилином,

И в рот засунет ананас.

 

Художник рад.

Теперь он сыт,

И с Музой день и ночь грешит.

 

В нем пробудится Божий дух.

В душе взорвется чувство.

Он взгромоздится, как петух,

На курицу – искусство.

Не покладая ног и рук,

Не разгибая спину,

Он ткет усердно, как паук,

Искусства паутину.

 

Какую тут играет роль

Спаситель-галерист?

Дает бедняге в рай пароль,

Идет на страшный риск.

Ведь он на волоске не раз

Бывал от жуткой смерти,

И мог погибнуть от зараз

В мучениях, поверьте.

 

Его могли загрызть клопы

И высосать гельменты –

Все эти нищенской толпы

Ужасные моменты.

 

Но галерист раздавит вошь,

Всю грязь вокруг замоет,

И то, что стоит медный грош,

За тысячу пристроит.

 

Плетется солнечная нить,

И все хотят ее купить.

Висят картины на стене,

Как маленькие дети.

Никто не обесчестит их

В вокзальном туалете.

 

Они попали в каталог.

Ого, какой прайс-лист!

Теперь их защищает Бог,

Юрист

И галерист.

 

 

№ 30 (61), 24–30 июля 2000 г.

 

От редакции: в Муниципальном музее наивного искусства (Союзный просп.15-а,тел.301-0348) проходит выставка графики Михаила Панферова “Астрологический календарь”. В анкете члена Профсоюза художников в графе «профессия» он написал «грузчик». Для России стыка тысячелетий это неудивительно. Зато... Читайте стихи Панферова.

 

*          *          *

 

Чтобы люди не жирели,

Храм построил Церетели.

Раньше строили мы БАМ,

А теперь вот – Божий храм.

Вы не видели такого:

Храм в честь Юрия Лужкова!

И у нас одна задача –

Чтоб Зураб наш был богаче.

И неважно, что старухи

Мрут, как мухи, с голодухи.

Ведь Зураб построил нам

За наш счет бетонный Храм.

 

Михаил Панферов

 

 

№ 33 (64), 14–20 авг. 2000 г.

 

*          *          *

 

Хочу постигнуть тайну века –

Зачем Москве верзила “Петр”?

Для подавленья человека

Иль, может быть, наоборот?

 

Зачем навершия у банков

Торчат как псевдотеремки?

Москва моя, ужель по пьянке

Тебя курочат мужики?

 

Уходит век. Культура птицей

Летит в далекие края

И доживает за границей,

Не превращаясь в холуя.

 

В.Доброфобов

 

 

№ 34 (65), 21–27 авг. 2000 г.

  

Пилигрюм

 

На распутицах России,

Ликом чист, душой угрюм,

Наполняя очи силой,

Говорил мне пилигрЮм:

 

«Если хочешь ты спасаться

(А не хочешь – дьявол съест!)

Надо с миром распрощаться

И на всем поставить крест!»

 

К пилигрюму обернувшись -

Их все больше на Руси -

Я, тихонько улыбнувшись,

Молвил: «Боже упаси!»

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 37 (68), 11–17 сент. 2000 г.

  

*          *          *

 

Отдельно взятая страна

Полна таким тяжелым сюром,

Что хочется послать всех на...

И стать нездешнею фигурой.

 

Да вот беда – и там мы не

Так чтобы очень были кстати,

Поэтому сидим в стране,

Чей дым не сладок, но понятен.

 

Вильям Мейланд, 1994 г.

 

 

№ 40 (71), 2–8 окт. 2000 г.

  

Художникам-начальникам,

обеспокоенным выходом в свет

«Рейтинга современных художников»

 

О чем шумите вы,

народные маэстры?

Похоже, рейтинг вас

не в бровь разит, а в глаз.

Россия велика,

и всем хватает места

Для мастерских и дач,

для творческих проказ.

 

Так что же вас гнетет?

Совковая гордыня,

Что кто-то не учел

заслуг былых времен?..

Спокойно, господа!

Ведь творчество – не вымя,

И рейтинг не для всех

вместительный бидон.

 

Где сливки, где вода –

рассудит не начальство,

Не свой послушный «вед»,

вкушающий паек.

Увы, здесь не вольны

ни чин, ни государство,

А лишь свободный глаз

и всемогущий Бог.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 41 (72), 9–15 окт. 2000 г.

 

Еще в пятидесятые годы Эммануил Казакевич записал в «Чукоккалу» (знаменитый альбом Корнея Чуковского) «Проект табели о рангах советских писателей». Полагаем, он и в наше время будет полезен начинающим журналистам, пишущим об искусстве – настолько он актуален, причем не только для писателей, но и для художников, музыкантов, артистов…

 

 1.        Величайший.

 2.        Великий.

 3.        Гениальный.

 4.        Знаменитый.

 5.        Выдающийся.

 6.        Замечательный.

 7.        Большой.

 8.        Крупнейший.

 9.        Крупный.

10.      Любимый народом.

11.      Любимый читателем.

12.      Широко известный.

13.      Известный.

14.      Значительный.

15.      Виднейший.

16.      Видный.

17.      Ведущий.

18.      Признанный.

19.      Талантливый.

20.      Даровитый.

21.      Одаренный.

22.      Популярный.

23.      Читаемый.

24.      Способный.

25.      Проблемный.

26.      Хорошо чувствующий современность.

27.      Проникновенный.

28.      Вдумчивый.

29.      Интересный.

30.      Серьезный.

31.      Правдивый.

32.      Искренний.

33.      Плодовитый.

34.      Культурный.

35.      Опытный.

36.      Много видевший.

37.      Растущий.

38.      Самобытный.

39.      Периферийный.

40.      Один из старейших.

41.      Молодой.

42.      Квалифицированный.

43.      Начинающий (вечная категория).

44.      Детский.

45.      Имеющий своего читателя.

46.      Добросовестный.

47.      Малоопытный.

48.      Малорастущий.

49.      Малоодаренный.

50.      Надолго замолчавший.

51.      Незаслуженно забытый.

52.      Заслуженно забытый.

53.      Печально известный.

54.      Незаслуженно раздутый.

55.      Бездарный.

56.      Ныне разоблаченный.

 

К этому списку Борис Заходер приписал «Некий».

 

 

№ 43 (74), 23–29 окт. 2000 г.

 

КОНСТАТАЦИЯ

 

Коммерческий зуд обуял мастеров.

Растут, как грибы, галереи.

Салон на салоне мостится хитро.

Духовность же тихо хиреет.

 

Сидят по углам мастерских пауки,

Пылятся холсты и палитры.

Пугливо ворчат и молчат старики

Вдали от коммерческий битвы.

 

А молодь крутая, вошедшая в раж,

Ваяет, рисует и пишет.

Зовет галеристов в Манеж Каракаш*

Заполнить все стойла и ниши.

 

И вал нарастает. Пахуч худнавоз.

Охоча братва до валюты...

Да здравствует славный столичный колхоз

И каждый его дистибьютор!

 

Артдилеры, то бишь варяги, скорей

Приидите и володейте!

Отныне царит капитал на дворе,

А мы его бедные дети.

 

В.Доброфобов

 

* Станислав Каракаш – директор ЦВЗ «Манеж».

 

 

№ 45 (76), 6–12 нояб. 2000 г.

 

*          *          *

 

О чем по осени писать,

Когда кругом бушуют страсти,

И вернисажи, как напасти,

Способны души потрясать?

 

Салон, салон, салон, салон...

И вдруг – причуда модерниста,

Восторг квасного пейзажиста –

Столичных стилей Вавилон!

 

Грядет декабрьский «Арт-Манеж»,

Премудрый Гельман ткет интригу...

Покажем миру нашу фигу!

И чек не примем. Только кэш*.

 

В.Доброфобов

 

*Кэш – наличная валюта.

 

 

№ 46 (77), 13–19 нояб. 2000 г.

 

Александру Рукавишникову,

автору памятника Достоевскому

и многих новых проектов

 

Рукавишников-младшой

Лепит только по-большому –

Достоевский впал в истому

И измучился душой.

 

Говорят, что на прудах

Патриарших скоро грянет

Нечто, что нас в сердце ранит,

И Москве наступит крах.

 

Что же делать, если мы,

Добиваясь разных целей,

Претерпели Церетели –

Пир пластической чумы?

 

В.Доброфобов

 

 

№ 47 (78), 20–26 нояб. 2000 г.

 

*          *          *

 

Все печальней гулять по Арбату,

Все желтей свет его фонарей.

Глас английский мешается с матом.

Китч российский заморского злей.

 

Все угрюмее лица прохожих,

Больше нищих старух и калек.

Алкоголиков сизые рожи –

Сплошь из оперы «Се человек».

 

Дом культуры «Мзиури» – как пряник,

А ведь был дом старинной Москвы.

Знаю тех, кто его испоганил.

Одного из них знаете вы.

 

Он могуч и всесилен настолько,

Что лишь малым движеньем руки

Всю Москву может сделать помойкой

С отражением в струях реки...

 

В. Доброфобов

 

 

№ 48 (79), 27 нояб.–2 дек. 2000 г.

  

По случаю рейтингования старых и новых мастеров

XVIII-XX веков

 

Поминовение усопших –

Благое дело, господа.

Никто из них уж не возропщет,

Им нет от рейтинга вреда.

 

Но про живых, пожалуй, стоит

Перепроверить все сто раз,

Не то, как зверь, творец завоет,

Иль, как дитя, слезой из глаз

 

Омочит скорбные страницы,

Где упомянут он в “5-Б”,

И уж никто не усомнится

В его трагической судьбе.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 49 (80), 4–10 дек. 2000 г.

 

*          *          *

 

Идейная гниль расцветает тогда,

Когда угасает таланта звезда,

И воют витии, взывая к истокам

Припасть и напиться настоенным соком.

На чем же настой? На крови да на зле,

Взошедших на Богом забытой земле.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 50 (81), 11–17 дек. 2000 г.

 

*          *          *

 

Немало сил душевных надо,

Чтобы статья сочилась ядом.

Но без таланта чистый яд

Проложит лишь дорогу в ад.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 51 (82), 18–24 дек. 2000 г.

 

ДАРЫ РАЗРУШЕНИЯ

(впечатления об акции на Петровке, 25, в Московском Музее Современного Искусства,

8 декабря 2000 года)

 

В Музее Искусства (вполне современного),

Напротив отдела по Катехизации,

Открылась картина необыкновенного

Явленья буддийской цивилизации.

 

_____________

 

Чтоб хрупкую башню воздвигнуть из праха,

а после смахнуть ее веником в прах,

явились четыре тибетских монаха,

в оранжево-черных роскошных тонах.

 

Монахи бубнили, дудели, свистели,

московский бомонд потрясая всерьез,

и с кроткой улыбкой смотрел Церетели

на зрелище это, без смеха и слез.

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 52 (83), 25–31 дек. 2000 г.

 

Новогоднее поздравление

 

Покорна древнему закону,

Великой тайне бытия,

На смену жесткому Дракону

Приходит гибкая Змея.

 

Всегда в мечту свою влюбленный,

Упрямо думает народ,

Что нам подарит змий зеленый

Зеленый бакс под Новый Год.

 

Змей, ясно, всех зверей хитрее,

Но Змей – еще не человек.

Художник – он умнее Змея,

И смело смотрит в Новый Век!

 

 __________

 

Искусство – наш источник света,

И достижений, и побед.

Вас поздравляет АРТ-газета!

Всем – новогодний арт-привет!

 

Ланселот Заозерный

 

 

№ 3 (86), 15–21 янв. 2001 г.

 

*          *          *

 

Терзая мозг и чувство слуха,

Дубовый гимн угрюмо бухал.

 

Зачем его вернула Дума

И утвердили наверху? –

Совок дубовый и угрюмый

Привык к картонному стиху.

 

Крылом трясет орел двуглавый –

Похмелье мучает с утра.

Смешали все – позор и славу –

Холопы нового двора.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 4 (87), 22–28 янв. 2001 г.

 

О книге Анатолия Брусиловского

            «Время художников»

 

Сие написано неплохо,

А кое-где весьма изрядно

И в соответствии с эпохой,

Жующей судьбы плотоядно.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 5 (88), 29 янв.–4 фев. 2001 г.

  

*          *          *

 

Большой Манеж, прощай! –

Евроремонт одобрен.

Здесь будет сверхсарай

Просторный и удобный.

 

И грянет старый гимн

Поэта-проститутки.

Салюта синий дым.

Шампанское в желудке.

 

И будет падать снег,

Пройдут дожди косые;

И будет новый век

Испытывать Россию.

 

В. Доброфобов

 

 

№ 7 (90), 12–18 фев. 2001 г.

 

*          *          *

 

Счастлив я – моя Держава

Распрямляется могуче.

Прилетел орел двуглавый,

Снова гимн звучит тягучий.

 

Что еще поэту надо?

Наслаждайся Возрожденьем

И избавь свой мозг от яда.

Жизнь Руси пришла в движенье.

 

Триколор веселый плещет,

Алый стяг солдатам даден –

Государственные вещи,

Не пылиться ж им на складе.

 

Понемногу все вернется –

Скипетр, шапка Мономаха...

Окоротим инородцев!

Важно, чтобы чувство страха

 

Жило в генах наших граждан,

Чтоб блюли порядок строго,

Исходя духовной жаждой,

То бишь верили бы в Бога.

 

Православие, Народность

И могучая Державность –

Вот что славно и угодно

Нашей власти лево-правой.

 

В.Доброфобов

  

 НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ АРХИВА АРТ-ГАЗЕТЫ

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на авторов, газету и сайт запрещено.

© С.В.Заграевский